После сравнительно теплых новогодних праздников, начиная со второй декады января, Новосибирск захлестнула волна аномального арктического холода. Последние двадцать дней среднесуточная температура в области составляла –22…–27 градусов — это ниже нормы на 4–9 градусов. Из-за лютых холодов вдвое выросло число пожаров в домах и автомобилях, автобус с 35 пассажирами замерз на трассе, а в микрорайоне «Родники» мороз погнул стрелу строительного крана. Синоптики обещают, что аномальная температура продлится и в феврале.
Если сравнить с месячной нормой нынешнюю температуру, которая за последнюю неделю почти не поднималась выше
и порой доходила днем до –35, становится не по себе. Нормальный для января средний дневной показатель в –12,5 градусов мы не видели уже две недели. Такие сильные морозы в аналогичные периоды за последние 20 лет отмечались лишь в 1996, 1998, 2008 и 2010 годах.
Холода в Западной Сибири синоптики объясняют тем, что в тропосфере на меридианах Урала образовался блокирующий гребень, который не дает проникнуть к нам теплым атлантическим ветрам.
«До 2 февраля сильные морозы должны удержаться, — рассказал Ренад Ягудин, пресс-секретарь Западно-Сибирского Гидрометцентра. — Температура будет приблизительно такая же, что и в понедельник: –20…–27 градусов. К выходным мороз может ослабнуть до –15 градусов.
Причина потепления — в ослаблении блокирующего антициклона на севере европейской части России. Если это произойдет, воздушные массы из районов Атлантики, обтекая тропосферный гребень, будут просачиваться в наши регионы».
Прогноз на февраль господин Ягудин дать не решился, так как предварительный сценарий Запсибгидромета не оправдал себя: «Мы думали, что начало февраля будет теплым, но этого не случилось. Более точно смогу сказать 2 февраля. По нашей технологии прогноз на месяц разрабатывается и сообщается в первых числах месяца». Сайт Московского метеобюро, между тем, дает среднесрочный прогноз на 2 недели, согласно которому температура не будет подниматься выше –15, но и 40-градусных морозов не обещает.
Несмотря на презрительное отношение метеорологов к народным приметам, в этом сезоне они показали более точный результат, нежели синоптики.
В то время как Запсибгидромет обещал достаточно мягкую и теплую зиму, этнографы вспомнили о народной мудрости: «Если на Покров (14 октября. — В.И.) лист c березы чисто не облетает, значит, зима будет холодная. Много рябины на деревьях — тоже к морозной зиме». Касательно февраля народная сельскохозяйственная мудрость сообщает: «Январю-батюшке морозы — февралю метелицы» и особо подчеркивает теплую раннюю весну, если на Сретение (15 февраля) будет мороз.
По словам Ренада Ягудина, атлантический прорыв в следующие выходные не обязательно принесет метели. Пока все свидетельствует об обратном: пиковые значения атмосферного давления во второй декаде января 2012 г. привели к значительному дефициту осадков, которых в этом году аномально мало. Впрочем, согласно долгосрочному прогнозу синоптиков, в феврале и марте на территории Западной Сибири количество осадков ожидается больше нормы.
Январь-февраль — период, для которого в Новосибирске характерно самое высокое в году атмосферное давление. Его показатели варьируются от 750 до 770 мм. Для нашей области это рядовые цифры, в то время как в Москве 770 мм ртутного столба, зафиксированные на прошлой неделе, явились 30-летним рекордом.
«Из-за высокого январского давления и недавней магнитной бури количество обращений к кардиологам увеличилось, — комментирует Наталья Мезенцева, главный кардиолог Новосибирской области.
— Это касается и кризов, и инсультов, и инфарктов, и ишемической болезни сердца. Новосибирск в этом плане город неблагоприятный, мы находимся в геопатогенной зоне».
Помимо морозов январская погода одарила Новосибирск и необычными красотами. Неоднократно наблюдались гало, а 26 января на Юго-Западном жилмассиве горожане увидели в темноте разноцветные всполохи, напоминавшие северное сияние. Ученые, которых попросили объяснить это явление, разделились в оценках. Одни утверждали, что это мог быть особый вид гало, другие объяснили сияние преломлением света от городских фонарей и прожекторов в кристалликах атмосферного льда.
Владимир Иткин
Фото Стаса Соколова (1), Татьяны Кривенко (2, 3)