Главный городской пейзаж — площадь Ленина — временно утратил парадный вид. Здание НГАХА (архитектурно-художественной академии), что на углу Красного проспекта и Орджоникидзе, наполовину упаковали в строительные леса и зеленую сетку. Что именно ремонтируют в почти столетнем здании, ставшем одним из символов сталинской архитектуры в Новосибирске, в чем его ценность и какую роль оно играло в облике города в разные годы, разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Справка: Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия (изначально — Новосибирский архитектурный институт) основана в 1989 году на базе архитектурного факультета Новосибирского инженерно-строительного института. Академия готовит архитекторов, архитекторов-дизайнеров, художников монументально-декоративного искусства, дизайнеров. Одновременно в НГАХА обучается более 1000 студентов.
«Фасад здания толком не ремонтировался никогда, — комментирует проректор НГАХА по административно-хозяйственной работе Максим Гайворонский. — Чтобы взяться за него, мы приостановили ремонт внутри. Сейчас, если присмотреться внимательно к фасаду, вы увидите не менее 50 дефектов — частичные разрушения лепнины, карнизов, перемычек над окнами. Работы много, пусть и не бросающейся в глаза. Принципиально во внешнем виде здания, конечно, ничего не изменится, просто оно будет стоять свежее, красивое».
Реставрацию планируется завершить к ноябрю. Как пояснил господин Гайворонский, ремонт фасада здания (принадлежащего минобразования) наполовину оплачен собственными средствами вуза, наполовину — из областного бюджета; сумма не разглашается. «Что касается внутренних проблем, — продолжает проректор, — главная проблема здания — старые коммуникации. Из аудиторий в хорошем состоянии сейчас около
, а около 20 % не ремонтировались давно». В дальнейшем руководство НГАХА планирует восстановить подсветку, которая нуждается в замене ламп (в начале 2000-х годов здание академии стало одним из первых в городе, получивших эффектную ночную подсветку).
Историческое название здания по адресу Красный проспект, 38 — здание Государственных учреждений Сибири, или «Сибирское подворье». Здание построено в 1925 году по проекту Андрея Крячкова (как и большая часть гордостей города).
На старых фото здание не узнать: изначально оно было двухэтажным (но в фундаменты и конструкции был заложен план надстройки) и выполненным в более легком стиле рационалистического модерна. Тогда — в 20-е годы — окруженное базаром и частным сектором здание стилистически перекликалось с модерновым же торговым корпусом (нынешний краеведческий музей). «Изначально торговый корпус посреди базарной площади был доминантой. Крячков начал развивать ансамбль с вполне приемлемым стилистическим переходом: от собственно русского модерна торгового корпуса — к рационалистическому модерну «Сибирского подворья», — комментирует главный хранитель музея НГАХА Сергей Филонов.
Первыми резидентами «Сибирского подворья» были банк и госучреждения, перед зданием тянулся мощеный булыжниками Красный проспект, обрамленный дощатыми тротуарами.
В 30-е годы в «Сибирском подворье» разместился институт народного хозяйства (первый вуз города), а затем — плановый институт. В 1935–1937 годах подворье надстроили уже в стиле господствовавшего тогда в архитектуре сталинского классицизма. Обновленное здание отдали под идеологические нужды: здесь были вначале партийные курсы, а потом высшая партийная школа — вплоть до 1989 года.
Свободные площади здания НГАХА арендуют салон оптики «Тамара», фотоцентр «Фотоград», отделение авиакомпании S7, «Универсам удачных покупок», а также столовая ЗАО «Капитан». Как пояснил господин Гайворонский, расценки на сдачу площадей в аренду контролируются Росимуществом: «Если сравнивать их с возможностями, которые имеют частные владельцы зданий в центре, они не слишком высоки».
В первой половине ХХ века Новосибирск символическим образом рос в высоту, надстраивая уже имеющиеся ключевые здания, которые тогда еще не воспринимались как неприкосновенные памятники. С перестройкой они меняли не только масштаб, но и стиль, поддаваясь перемене архитектурных вкусов. Так, с двух до более приличествующих мегаполису четырех-пяти этажей были достроены и нынешнее здание мэрии, и Главпочтамт, и детская больница на углу Красного проспекта и ул. Спартака.
Изначальный вид «Сибирского подворья», возможно, больше пришелся бы по вкусу сегодняшнему новосибирцу, недовольному «мрачностью» местной архитектуры. Но архитекторы не считают преобразование здания исторической ошибкой.
«На тот момент это был практически небоскреб, — говорит Сергей Филонов. — И поскольку более поздней застройки вокруг не было, смотрелось оно колоссально».
«И это здание, и мэрия при надстройке получили нарочито крупный масштаб, ведь они должны соотноситься с оперным театром, — размышляет архитектор Игорь Поповский. — В этой гипертрофированной монументальности и есть уникальность и своеобразная прелесть здания, которое очень точно воплощает стиль сталинской эпохи».
«Большинство новосибирских вузов располагаются либо в не слишком приспособленных для этого зданиях, либо в зданиях совершенно безликих, — комментирует Сергей Филонов. — А НГАХА находится в здании, сразу задающем академический, торжественный тон. Это престижно. Когда архитектурный институт выделился из Сибстрина, профессор Сергей Баландин, понимая, что сам облик вуза должен влиять на умы студентов, выбил это здание, в которое переехали в 1993 году». «Высокие потолки, большие объемы — хорошо для архитектурной мысли. В тесном помещении архитектору тесно», — поддерживает Игорь Поповский.
Елена Полякова
Фото автора (1, 3), arx.novosibdom.ru (2)