В воскресенье, 17 января, пал 30-летний рекорд атмосферного давления в Москве, равный 771 мм ртутного столба (рт.ст.), а 19 января вплотную к рекордному для нашего региона показателю подобрался ртутный столбик и в Новосибирске, показав 790,3 мм рт.ст. Таким образом, московским давлением новосибирцев не удивишь. Как выяснил корреспондент НГС.НОВОСТИ, в Северном полушарии полюс атмосферного давления находится в Восточной Сибири, а сами сибиряки обязаны переменчивой природе не только головными болями, но и, возможно, высокой смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний.
Справка: Нормальное атмосферное давление близко к тому, какое производит столб ртути высотой 760 мм. Если показатель давления больше, то оно считается повышенным, если меньше — пониженным. При подъеме в горы на каждые 10,5 м давление уменьшается примерно на 1 мм ртутного столба. Воздух находится в постоянном движении, его масса над определенной точкой поверхности непрерывно меняется, и давление повышается там, где воздуха становится больше. Главная причина движения воздуха — изменение его температуры. Подсчитано, что столб воздуха высотой от уровня моря до верхней границы атмосферы давит на площадку в 1 см с такой же силой, как и гиря в 1 кг 33 г. Человек и все другие живые организмы не чувствуют этого давления, так как оно уравновешивается их внутренним давлением. (primpogoda.ru, geography.kz)
«С 1900 года по текущее время в Новосибирске максимальное давление было зафиксировано в 1987 году — 791 мм. В декабре 1947 года было зафиксировано максимальное давление 790 мм. Минимальное давление отмечалось в августе 1964 года и составляло 702 мм рт.ст. В зимние месяцы наиболее низкое давление отмечалось в декабре 1940 года — 725 мм», — рассказала главный синоптик. Причина повышения давления, по словам синоптиков, — очередной антициклон, который «завис» над Западной Сибирью и определяет основные процессы в атмосфере.
«Абсолютный максимум давления в Северном полушарии наблюдался в феврале 1969 года над севером Восточной Сибири. В центре этого сибирского антициклона давление составляло около 814 мм рт.ст.», — говорит Анна Лапчик.
Высокое давление не всегда означает отсутствие осадков. Анна Михайловна привела в пример досадную ошибку московских синоптиков, которая была допущена накануне Нового года: «Был антициклон и прошли снегопады, причем интенсивные. Мы смотрели карты — не должно было быть осадков по всем канонам. Классически росту давления сопутствует прекращение осадков». Пресс-секретарь Новосибирского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Ренад Ягудин добавляет, что давление в Сибири в летний период традиционно ниже: «Континент прогревается и давление понижается. Летом мы попадаем в зону периферии так называемой азиатской депрессии. Зимой у нас происходит сезонное увеличение давления, потому что континент выхолаживается, и мы находимся на периферии сибирского антициклона, центр которого находится в Тувинской котловине».
Климатологи по всему миру не так активно следят за изменением давления, как за температурами. «Если мы говорим о глобальном потеплении, то давление должно иметь тенденцию к понижению и мягким температурам, но реально картина сложнее», — говорит Ренад Ягудин. Не следят новосибирские синоптики и за изменчивостью атмосферного давления. «Такой статистики нет, хотя иногда при прохождении фронта давление существенно меняется в течение суток и полусуток. Но в принципе давление имеет меньшую изменчивость, чем температура», — сказала Анна Лапчик.
На фоне высокого атмосферного давления число вызовов «скорой помощи» к пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями достигло 50 % от всех выездов.
«Очень много стало вызовов по поводу артериальной гипертензии. Причем обращаются к нам не только по поводу кризовых состояний, когда, действительно, есть клинические ухудшения состояния — головная боль, изменение речи, нарушение походки, какие-то неврологические симптомы, — а просто видят на тонометре чуть повышенное давление, уже боятся последствий и вызывают нас», — сетует главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Ирина Большакова. По ее словам, большое количество вызовов к гипертоникам характерно для последних двух-трех лет.
Зав. консультативно-диагностическим отделением клиники Института физиологии СО РАМН Ольга Гилинская рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ, что в западной медицинской литературе встречается специальный термин, обозначающий головные боли при высоком атмосферном давлении.
«Колебания атмосферного давления в пределах двух-трех, максимум пяти миллиметров ртутного столба тренируют организм и должны вызывать нормальную реакцию здорового человека. Могут быть общие реакции в виде утомляемости, слабости, пониженной, а у каких-то людей наоборот повышенной работоспособности, но болезненных ощущений быть не должно», — говорит госпожа Гилинская. От высокого давления страдают люди, уже имеющие заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной системы или опорно-двигательного аппарата. У пациентов с повышенным артериальным давлением могут случаться кризы, снижается эффективность их традиционной терапии. Организм, однако, не воспринимает перепады давления отдельно от изменения других факторов окружающей среды: температуры, влажности и т.д.
Цена, которую платят сибиряки за атмосферные рекорды антициклонов, возможно, слишком высока. «Мы точно знаем, что статистика сердечно-сосудистой заболеваемости и даже смертности по Новосибирску гораздо более печальна, чем статистика в той же Москве. Сюда входят различные факторы, и отчасти лучшая диагностика и лечение (в столице. — К.П.). Но, безусловно, климат сказывается», — подытожила Ольга Гилинская.
Константин Пономарев, Ольга Лошкарева
Фото Константина Пономарева