В последние дни 2008 года Новосибирский областной суд огласил приговор по делу об убийстве федерального судьи Ленинского райсуда Валентины Свириной. Виновными признаны наркоманы Ян Устюжанин и Сергей Землянский. Подростки, нуждаясь в очередной дозе наркотика, попросту вышли на охоту с молотком, им было без разницы, кого убивать, и жертвой оказалась судья Свирина. В ходе расследования выяснилось, что сообщники до этого убийства совершили не менее 5 разбойных нападений с применением того самого молотка. Сообщников обвинили по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, сопряженное с разбоем), ч. 4 ст. 162 (разбойное нападение с причинением тяжкого вреда здоровью, совершенное группой с применением предметов, используемых в качестве оружия).
Согласно материалам расследования, нападение на федерального судью Ленинского районного суда Новосибирска Валентину Свирину было совершено 25 октября 2007 года в подъезде дома 26 по ул. Пархоменко. Ранним утром судья, как обычно, собиралась на работу, из квартиры она вышла около 7:30. Когда Валентина Свирина спустилась с третьего этажа до входных дверей подъезда, злоумышленники напали на женщину с молотком.
После расправы налетчики вместе с сумкой судьи скрылись в неизвестном направлении. Милицию вызвали соседи, также спешившие в этот час на работу. Раненую женщину скорая доставила в нейрохирургическое отделение 34-й городской больницы. Пациентка поступила в клинику в крайне тяжелом состоянии с открытой черепно-мозговой травмой. Валентина Свирина так и не вышла из комы и вскоре скончалась.
Следователи сразу установили, что у Свириной вместе с сумкой были похищены мобильный телефон, около 6 тысяч рублей наличных денег, а также папка с гражданским делом, которое судья брала домой для дополнительной работы над ним. В связи с должностным положением потерпевшей и учитывая факт исчезновения папки с делом, на ноги была поднята вся милиция Новосибирска.
В качестве рабочих версий покушения рассматривались как служебная деятельность судьи Свириной, так и бытовое разбойное нападение.
Вскоре сыщики выяснили, что Валентина Свирина рассматривала исключительно гражданские дела, представлявшие собой обычные хозяйственные споры физических или юридических лиц. В числе этих дел не было каких-то особо масштабных или громких разбирательств. Конкретно в похищенной папке находилось исковое заявление о взыскании в пользу физического лица небольшой денежной суммы.
Наибольший приоритет оперативно-следственная группа отдала версии обычного разбойного нападения, совершенного лицами криминального круга, наркоманами. И буквально к вечеру того же дня подозреваемые были установлены и задержаны. 20-летний Ян Устюжанин и 17-летний Сергей Землянский отсиживались на квартире у своих знакомых неподалеку от места преступления, на улице Крашенинникова.
Наркоманы признались сыщикам, что уже и не надеялись скрыться: найдя в похищенной сумочке удостоверение федерального судьи, сообщники поняли, что далеко уйти не удастся — их обложат как волков и достанут хоть из-под земли.
В ходе допроса, говорят следователи, выяснилось, что накануне и в течение ночи подозреваемые коротали время «в компании» алкоголя и наркотиков. Сознание и человеческий облик совсем покинули подростков, под утро они оказались в подъезде какого-то дома и решили добыть денег на очередную дозу. Жертвой ограбления должна была стать первая выходящая из подъезда женщина — ею и стала Валентина Свирина.
На судебном процессе обвиняемые вину признали, но утверждали, что, в принципе, не хотели никого убивать — только ограбить. Однако нападение на судью было признано именно умышленным убийством — тяжелые удары молотком наносились в голову, жизненно важную часть тела. Помимо эпизода с расправой над Валентиной Свириной сообщникам инкриминировались 5 аналогичных разбойных нападений с использованием молотка. Сергей Землянский был признан виновным в убийстве собственной прабабушки, отказавшей ему в деньгах на очередную наркотическую дозу. Он забил ее до смерти этим же молотком.
Роль Яна Устюжанина в убийстве судьи Свириной была сведена к минимуму — он только тянул сумку, пока Землянский наносил удары молотком. Поэтому Устюжанина суд приговорил к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Несовершеннолетний Землянский не мог получить больше 10 лет заключения — в Российской Федерации наказание несовершеннолетнему за любые преступления не превышает 10-летней планки. В итоге Сергей Землянский получил 9 лет — год скостили за признание вины.
Леонид Марченко
Фото liveinternet.ru