Новосибирский областной суд огласил решение по некогда громкому делу о массовых поджогах и разграблениях цыганских домов в райцентре Искитим. В совершении налетов на цыган-наркоторговцев признаны виновными 7 участников организованной группы во главе с авторитетными Александром Григорьевым и Олегом Бахаревым. В 2005 году народная молва причисляла группе Григорьева заслуги по борьбе с местным наркобизнесом — авторитеты, мол, решили выкурить из Искитима всю цыганскую диаспору, основным занятием которой являлась торговля наркотиками.
Позднее следователи ГСУ ГУВД по Новосибирской области заявили, что в деятельности группы Григорьева основным был корыстный мотив — сообщники совершали разбои, похищали ценности, вымогали денежные средства. Обвинения членам группы были предъявлены по ряду тяжких статей Уголовного кодекса РФ: ст. 210 «Организация и участие в преступном сообществе», ст. 209 «Бандитизм», ст. 162 «Разбойное нападение», ст. 163 «Вымогательство», ст. 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия», ст. 229 «Хищение либо вымогательство наркотических средств», ст. 330 «Самоуправство».
Перед судом предстала группа из 7 человек, в том числе авторитетные Александр Григорьев (Гриня) и Олег Бахарев — один из Бердска, другой из Искитима. Согласно материалам уголовного дела, поджоги цыганских домов в Искитиме начались в декабре 2004 года. Ночью в цыганские районы приезжали неизвестные люди на джипах, они врывались в дома, выгоняли цыган на улицу, стреляли из оружия по стенам, потолкам и окнам. У потерпевших отбирали ценности, деньги, наркотики, оружие. Финальной частью налетов становились поджоги домов. По показаниям свидетелей, зачастую налетчики на своих джипах перегораживали улицы и проезды, чтобы пожарные расчеты не могли вовремя подобраться к горящим домам.
Всего в конце 2004 начале 2005 годов в Искитиме стараниями участников неизвестной группы было сожжено 16 цыганских домов.
Розыском налетчиков занялись сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью. Вскоре оперативникам удалось установить личности подозреваемых, и весной 2005 года в Бердске и Искитиме начались аресты. В качестве организаторов по делу были привлечены некие Александр Григорьев и Олег Бахарев. Григорьев по кличке Гриня давно числился в милицейских картотеках. Ранее неоднократно судимый бердский «авторитет» последний раз отбывал наказание в местах лишения свободы за нападение на офицера ФСБ, с которым затеял драку в ресторане. Также оперативникам УБОП было известно о нескольких попытках покушения на Гриню со стороны конкурентов — его взрывали гранатами и расстреливали из пистолета, но тот всякий раз оставался жив.
Между тем вокруг дела о нападениях на цыган в обществе развернулись нешуточные споры. Многие считали, что таким образом представители коренного населения пытаются выдавить из Искитима цыганскую диаспору, завалившую город наркотиками.
Якобы, участники группы мстили цыганам-наркоторговцам за их преступную деятельность и добивались, чтобы те покинули город. Однако следователи ГСУ ГУВД по Новосибирской области призвали не делать из подозреваемых героев и заявили, что основной задачей сообщников была нажива — в ходе налетов на цыганские дома целенаправленно похищались ценности и деньги, вымогались наркотики и оружие.
На рассмотрение Новосибирского областного суда было представлено более 30 эпизодов преступной деятельности группы. По некоторым фактам потерпевшие цыгане, многие из которых ныне сами находятся под судом, пытались изменить свои первоначальные показания — из-за боязни перед членами группы. Государственному обвинению не удалось представить суду исчерпывающих доказательств по инкриминируемым подсудимым ст. 210 «Организация и участие в преступном сообществе» и ст. 209 «Бандитизм». Однако обвинения по ст. 162 «Разбойное нападение», ст. 163 «Вымогательство», ст. 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества», ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия», ст. 229 «Хищение либо вымогательство наркотических средств», ст. 330 «Самоуправство» нашли в суде свое полное подтверждение. В итоге участники группы получили от 9 до 12 лет лишения свободы, Александру Григорьеву присудили 14,5 лет колонии строгого режима.
Леонид Марченко
Фото gettyimages.com