53-летний Анатолий Кулик окончил на прошлой неделе первый этап кругосветного путешествия на надувном парусном катамаране. Вместе с помощником он за два месяца прошел маршрут от Таиланда до ОАЭ. Сейчас путешественники отдыхают и поправляют свои финансовые дела, но уже в августе им предстоит отправиться в путь по Средиземному морю. А вот промежуточный этап вокруг Аравийского полуострова решили отложить из-за совсем уж распоясавшихся тамошних пиратов. Вчера, 14 апреля, Анатолий Кулик встретился с журналистами, чтобы рассказать о своей уникальной экспедиции. На встречу Кулик пришел в белой футболке, подтянутый и бодрый — настоящий морской волк.
Справка: Анатолий Павлович Кулик родился в 1954 году в Краснодаре. С 1994 года — генеральный директор судостроительной фирмы по производству надувных лодок. Как путешественник он прославился после перехода на надувном катамаране через Индийский океан.
Стартовали мы втроем, но из-за неожиданных проблем с бизнесом нас покинул Саша Провоторов. Сначала он пытался все свои дела решить по телефону, но когда за день выговорил весь наш телефонный трафик, то нам все-таки пришлось делать крюк в 600 километров и плыть до ближайшего аэропорта на Мальдивские острова, — объяснил причину затянувшихся сроков экспедиции Анатолий Кулик. — А в остальном проблем почти не было.
Вы уже второй раз подряд совершаете длительные путешествия по открытому океану. Для чего вам все это нужно?
Я это делаю, потому что конструирую и продаю подобные суда. И эти экспедиции с их запредельной нагрузкой помогают мне как конструктору понять, как эти суда делать лучше. Здесь, в Новосибирске, на эти исследования ушли бы многие годы, в открытом океане мне хватает нескольких месяцев. Кроме того, я с детских лет мечтал о путешествиях, о том, чтобы обогнуть Африку. Но когда мой первый построенный катамаран развалился через десять минут после испытаний, то я понял, что судно надо доделать. Доделка заняла 25 лет. Но теперь Африку мы точно обойдем.
Во сколько обходится такое путешествие?
Это дорогое удовольствие. Один только катамаран стоит сотни тысяч рублей. Плюс всевозможное оборудование. Например, специальный охранный буек, который надо обязательно иметь при выходе в открытый океан, стоит 100 тысяч рублей. Но сейчас, когда все необходимое уже давно закуплено, я собираюсь брать в команду людей, готовых платить за это свои деньги. Следующий этап мы планируем по Средиземному морю и специально разобьем его на несколько маршрутов длительностью по три недели, чтобы участники менялись. На катамаран будем брать по 1–2 человека, путевка будет стоить около 100 тысяч рублей.
Во время путешествия вы посетили Никобарские острова, на которые индийское правительство никого не пускает. Что там такого секретного?
Заехали мы на них как контрабандисты, официально туда можно попасть только по специальному разрешению. Секретного мы там ничего не увидели, но культура у туземцев своеобразная. Живут в хижинах, которые снаружи выглядят как изба индейца, а заходишь внутрь — посреди соломы стоит огромный телевизор Philips. Вообще, от острова осталось гнетущее впечатление, потому что там на каждом шагу стоят памятники погибшим от цунами. Несколько лет назад стихия убила где-то 90 процентов населения.
Как в песне, свой остров невезения в океане есть?
Вы знаете, есть! Это Шри-Ланка. Но это даже не остров невезения, а остров самых настоящих бездельников. Это единственное место, куда мы заходили и где не увидели ни одного работающего человека. Я раньше думал, что самые главные бездельники в Индии, но оказалось — в Шри-Ланке. Коммунизм они уже не строят, но работать еще не начали. И у них получился такой заповедник социализма с жутким бюрократизмом. Если, например, в Таиланде оформление на заход судна занимает 10 минут, то в Шри-Ланке мы оформлялись с 10 утра до 8 вечера под руководством полутора десятков чиновников.
Где, наоборот, понравилось?
Когда мы шли вдоль Мальдивских островов, то это было прекрасно. Именно так выглядит рай в детских сказках. Пальмы свисают прямо с острова над океаном, острова маленькие, как на картинках, все декоративно, красиво. И люди там все какие-то радостные — ни одного унылого лица не увидели. На одном из островков нам рассказали, что у них и женятся не так, как везде. Для этого женщине надо прийти к мулле и сказать, что вот этот мужчина мне больше не муж, а вот этот, наоборот, муж. Мулла благословляет, и все — дело сделано. Одна женщина, говорят, поставила рекорд — побывала замужем 360 раз.
Как отмечали каждые пройденные тысячу километров?
Да никак. И уж точно не водкой. Она в океане вообще не пьется. Там очищение какое-то происходит, что пить ее вообще неохота. Это стало ясно еще в нашу первую экспедицию. Поэтому водку использовали только для протирания ответственных участков тела, чтобы прыщики не выскакивали.
Андрей Ткачук