Вчера, 26 марта, военный следственный отдел по Новосибирскому гарнизону обвинил пятерых курсантов Новосибирского высшего военного командного училища Минобороны в издевательствах над сокурсником, из-за которых он покончил жизнь самоубийством. Еще двое находятся под подозрением и пока продолжают учебу. Эта трагедия произошла еще в начале марта: 17-летний первокурсник сбежал из училища, заперся в ванной комнате в квартире знакомой пенсионерки и перерезал себе вены. Теперь родители юноши пытаются привлечь к уголовной ответственности руководство училища, в котором за последние два года имели место уже два суицида среди воспитанников.
Радмир Сагитов родился и вырос в небольшом городке в Башкирии. Как рассказала НГС.НОВОСТИ его сестра Лиля Сагитова, он всегда мечтал стать офицером. Поэтому, окончив школу, вместе с двумя друзьями поехал поступать в НВВКУ. «Поступать именно в Новосибирское училище решил из-за его широкой известности и элитности», — говорит Лиля. Однако поступить в училище смог только Радмир: оба друга провалились на экзаменах. Но особо мальчишки не переживали, решив обязательно попробовать еще раз на следующий год. «К тому времени Радмир первый курс окончит, завоюет авторитет и обязательно поможет», — вспоминает их планы Лиля.
Справка: Новосибирское высшее военное командное училище основано в 1967 году как высшее военно-политическое общевойсковое училище по подготовке кадров офицеров-политработников ротного звена, а с 1994 года еще и офицеров для подразделений специальной разведки.
Со слов Лилии Сагитовой, с самой учебой на новом месте у ее брата все было нормально, но отношения с однокурсниками никак не складывались. Радмир был единственным татарином на курсе, и в обстановке, когда сверстники общались друг с другом по земляческому принципу, ему было тяжело. Практически с первых дней Сагитов стал объектом издевательств группы сокурсников из Осетии. Ребята шпыняли его при каждом удобном случае, однако юноша не жаловался и пытался сам решить свои проблемы.
В атмосфере травли Радмир продержался до начала марта. И если 23 февраля, когда он последний раз разговаривал с сестрой по телефону, у него еще, по его собственным заверениям, все было в порядке, то уже 5 марта Радмира нашли в переполненной ванной с перерезанными венами.
Как потом выяснилось, вечером 5 марта Радмир отпросился к знакомой пенсионерке, у которой останавливались родители курсанта, приезжавшие в Новосибирск на присягу. Он зашел в ванну и включил воду. Курсант долго не выходил, и обеспокоенная старушка вызвала милиционеров, которые выломали дверь топором. Юноша лежал в ванной со вскрытыми венами на левом предплечье. Как сообщается в постановлении о назначении судебно-медицинской экспертизы, которое выдали родителям погибшего курсанта, «Сагитов Радмир… был доставлен в городскую больницу Новосибирска, где были оказаны реанимационные мероприятия, которые положительных результатов не дали». Уже в полночь от большой потери крови курсант скончался.
«Остальные двое пока под подозрением и продолжают учебу в училище», — пояснил корреспонденту НГС.НОВОСТИ заместитель начальника военно-следственного отдела военной прокуратуры Новосибирского гарнизона Иван Конюков. Четверым курсантам предъявлено обвинение по статье 335 УК РФ «Нарушение уставных правил отношений», еще одному в звании сержанта — по статье 286 «Превышение должностных полномочий». Статьи предусматривают наказание до десяти лет лишения свободы.
Как рассказал НГС.НОВОСТИ известный общественный деятель Сергей Пащенко, наблюдавший эту картину своими глазами, 18 марта на плацу перед абсолютно всеми курсантами училища командир вызвал в центр поименно семерых подозреваемых. Тут же на пятерых из них надели наручники. Была прочитана лекция о неотвратимости наказания.
Надо сказать, что первый суицид в НВВКУ произошел еще в феврале 2006 года. Тогда тело курсанта Сергея Молокова обнаружили на посту с огнестрельным ранением в голову. Военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Доведение до самоубийства». Как рассказывали тогда журналистам родители курсанта, в ноябре 2005 года они получили от сына письмо, в котором он писал, что если не отдаст 9 тысяч рублей за телефон, который он якобы украл, то его «поставят на счетчик», и ему будет «хана». В чем истинная причина того самоубийства, неизвестно до сих пор.
Согласно источнику, попросившему сохранить его анонимность, в целом ситуацию в НВВКУ можно оценить как «ужасную»: «То, что иногда проходит в СМИ, — просто цветочки по сравнению с тем, что творится в училище на самом деле».
Однако недавние выпускники НВВКУ, с которыми также на условиях анонимности пообщался корреспондент НГС.НОВОСТИ, не подтверждают эту информацию. «Все в училище в порядке, — заявил выпускник 2007 года. — А те проблемы, которые есть, ничем не отличаются от общих проблем нашего общества. Давно уже пора ужесточить отбор курсантов: часто набирают людей, которые совершенно непригодны по своим психологическим характеристикам как к учебе, так и к будущей службе». Выпускник НВВКУ 2005 года добавляет, что также было бы неплохо перестать принимать в училище лиц кавказской национальности. «Уже двое–трое кавказцев могут затерроризировать кого угодно, поэтому с нерусскими у нас всегда были проблемы». Кроме того, оба выпускника озвучили мнение, что качество воспитательной работы в училище могло бы быть лучше. «Стоит только офицеру заночевать в части на две недели, как все курсанты становятся словно шелковые», — рассказал выпускник 2005 года.
Андрей Ткачук
Фото rep.ru, ufa1.ru и из архива семьи Сагитовых