Новосибирский областной суд вынес приговор печально известному беглецу из СИЗО экс-милиционеру Валерию Вобликову и членам его банды, обвинявшимся в разбойных налетах на коммерсантов, убийствах и грабежах. Этот судебный процесс мог бы завершиться гораздо раньше, если бы в самый разгар разбирательств лидер группы Вобликов не прервал процесс правосудия своим дерзким побегом из тщательно охраняемого следственного изолятора № 1. Затратив на розыск Вобликова огромные усилия, правоохранительные органы все-таки вернули его за решетку. Получив свои законные 3 года за побег, Валерий Вобликов снова попал в отправную точку своего последнего захватывающего приключения — областной суд продолжил разбирательства по делу о тяжких преступлениях, совершенных Вобликовым и его сообщниками. С той лишь разницей, что теперь его круглосуточно охраняли в усиленном режиме, а брат Дмитрий и жена Елена отбывали полученные за соучастие в побеге сроки.
Согласно материалам уголовного дела, в начале 90-х годов Валерий Вобликов решил посвятить себя службе в органах МВД. После окончания школы милиции Вобликов по распределению попал в город Фрунзе (Бишкек). В местных правоохранительных органах лейтенант Вобликов проработал до 1998 года. А затем карьера молодого милиционера пошла под откос — связался с криминалитетом, участвовал в нападении на паспортный стол и хищение бланков паспортов.
Находясь в розыске, в конце 90-х годов Валерий Вобликов перебрался в Новосибирскую область, поселился в Черепаново, устроился на работу учителем физкультуры в школу, женился, завел детей. Затем, по версии следствия, из-за нехватки средств жена Елена с детьми переехала в Алтайский край к своим родителям, а Вобликов подался в Новосибирск на криминальные заработки. В областном центре Валерий сколотил группу, которая начала совершать налеты на дома и квартиры коммерсантов, связанных с Гусинобродским вещевым рынком.
В число жертв банды, возглавляемой Валерием Вобликовым, по данным сыщиков, попадали и знакомые налетчиков, и посторонние люди, на которых, как правило, участники группы выходили по наводкам. Так, например, в 2004 году было совершено убийство предпринимателя, выходца из Грузии, который занимался крупными поставками товаров народного потребления. Сообщники после тщательной подготовки, надев маски, ворвались в коттедж коммерсанта в садовом обществе «Волна», убили хозяина дома и завладели несколькими десятками тысяч долларов США. Членов семьи предпринимателя налетчики не тронули. Еще одно особо тяжкое нападение было совершено на женщину, владевшую несколькими контейнерами на вещевом рынке. Предпринимательницу подстерегли, ограбили и запинали ногами до смерти. Помимо этих убийств, в послужном списке членов банды, по данным следствия, имелось более десятка «обычных» разбоев и грабежей.
В мае 2005 года оперативники УБОП вышли на след подозреваемых. Двое сообщников были задержаны, а вот лидеру Валерию Вобликову удалось скрыться. Через несколько месяцев его нашли в Ярославле. Местные милиционеры поместили Вобликова в изолятор временного содержания Кировского РОВД. Однако бывший работник МВД, используя специальные знания, смог бежать из-под стражи — Вобликов ускользнул от конвойных, когда его повели в туалет. Беглеца вновь поймали в соседней Костромской области и наконец доставили в Новосибирск.
Вскоре в Новосибирском областном суде начался процесс по делу банды Валерия Вобликова. И вдруг очередное заседание было внезапно сорвано — 8 июня 2006 года подсудимый опять сбежал, и на этот раз из следственного изолятора. План побега, который разработали Вобликов и его сообщники, по признанию следователей, был достоин сценария голливудского блокбастера.
В оговоренный день в СИЗО № 1 Новосибирска на свидание к Валерию приехал его родной брат Дмитрий. Администрации СИЗО Дмитрий Вобликов заявил, что является общественным защитником своего брата, и предъявил соответствующий документ, выданный якобы Новосибирским областным судом (впоследствии выяснилось, что документ поддельный). Статус общественного защитника Дмитрия позволил братьям остаться наедине в следственной комнате. Там Валерий и Дмитрий, внешне очень похожие друг на друга (братья-погодки), поменялись одеждой, после чего Валерий спокойно миновал все контрольные посты, вышел из здания СИЗО. Дмитрия же отвели в камеру. Подмена обнаружилась только через несколько часов, и задержать беглеца по горячим следам оперативники уже не смогли.
Только через месяц Вобликова удалось вернуть за решетку. Милиционеры предполагали, что подозреваемый может скрываться на территории Алтайского края, где в последнее время проживала его жена Елена. Валерия Вобликова выследили и задержали буквально в центре Барнаула, где он спокойно прогуливался со своей женой. Выяснилось, что после побега Валерий с женой Еленой проживали на съемной квартире в барнаульском пригороде и готовились к переезду в Казахстан.
Валерий Вобликов вновь «прописался» в СИЗО № 1 Новосибирска. Только теперь за ним следили более чем пристально, ведь подследственный несколько раз ускользал из рук оперативников при задержании и дважды бежал из-под стражи. В Дзержинский районный суд, где рассматривалось дело о побеге, Вобликова доставляли под охраной десятков бойцов спецподразделений, по коридорам подсудимого вели с повязкой на глазах, чтобы, не дай бог, не запомнил расположение коридоров и дверей и опять не убежал. За побег Валерий Вобликов получил 3 года лишения свободы, его сообщник брат Дмитрий был приговорен к 1 году и 2 месяцам, жена Елена отделалась условным сроком.
Затем областной суд продолжил разбирательства по основному делу Вобликова и его сообщников Руслана Кардюкаева и Зазу Хугашвили. Вина подсудимых в убийствах и разбойных налетах была доказана в общей сложности по 14 эпизодам. Лидер Валерий Вобликов путем частичного сложения срока за побег получил 19 лет лишения свободы. Руслану Кардюкаеву дали 18 лет, Зазу Хугашвили — 14. Еще один из членов банды сейчас находится под следствием и еще один числится в федеральном розыске — он скрывается на территории Чечни.
Дмитрий Косенко