Иногда может сложиться впечатление, что они скорее персонажи популярного интернет-фольклора (высмеивающего склонность к депрессии, суициду и розовому цвету), чем реально существующее движение. Тем не менее на улицах Новосибирска в последние пару лет все чаще попадаются мальчики и девочки с пирсингом и косыми, спадающими на глаза челками. Кто такие эмокиды, почему их обижают на форумах и не пускают на ночь в клубы, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ. Вопреки язвительным анекдотам о том, что «эмо — это готы, которых мама не пускает на кладбище», прямого отношения эмокиды к готической субкультуре не имеют — они связаны только очень дальним родством (через панков).
В Новосибирске местом притяжения эмокидов можно считать клуб «Рок-Сити» — время от времени там проводятся мероприятия в стиле «эмо». Появились такие вечеринки около двух лет назад — практически одновременно с распространением широкой моды на эту субкультуру. Проводятся не часто, но с аншлагом.
Константин Кошкин, арт-директор «Рок-Сити»: «Это началось по инициативе клуба — мы отслеживаем все свежие молодежные тенденции. Кстати, слово «вечеринки» не совсем подходящее. Многим из тех, кто приходит на эти мероприятия, по 14–15 лет, поэтому их присутствие в клубе поздно вечером и ночью запрещено правилами. Чтобы соблюсти возрастной ценз, мероприятия для эмо в «Рок-Сити» начинаются около 18:00 – 19:00, а уже в 21:30 несовершеннолетнюю публику просят разойтись по домам. Некоторые даже с родителями приходят! На студенческий возраст выглядят около 20 процентов посетителей».
Справка: Эмо (или имо — именно так читается английское сокращение от emotional «emo») — музыкальное направление, ответвившееся от хардкор-панка в середине 1980-х (первая волна развития эмо). В 1990-е годы (вторая волна) большое влияние на эмо оказал гранж. В последние годы (третья волна) термин стал настолько расплывчатым, а набор групп, которые относят к «эмо», настолько широким и разнообразным (причем далеко не все группы, получившие ярлык «эмо», носят его с гордостью), что четко описать стиль стало практически невозможным. Остается только описывать его как альтернативный рок с эмоциональным вокалом и насыщенными личными переживаниями текстами. Наиболее известные российскому меломану группы из приписываемых к разным направлениям стиля «эмо» — My Chemical Romance, Panic! at the Disco, The Used, Still Life, Embrace. А особенно массовой любовью российских девочек-подростков пользуется немецкая группа Tokio Hotel, которая к музыке emo, впрочем, тоже относится весьма условно.
Кстати, в западных статьях, посвященных феномену эмо, речь идет прежде всего о музыке и уже потом — о сопутствующей этой музыке моде. У нас же эмо ассоциируются в первую очередь с внешними признаками.
Эмокидам, как правило, по 13–18 лет, у них черные прямые волосы, спадающие на глаза косые челки, узкие джинсы, кеды, обилие пирсинга и значков, яркие силиконовые браслеты, черный «лайнер» для глаз.
Популярная символика — истерзанные сердечки и черепа, цвета — черный и розовый. Из этих атрибутов складывается трогательно-беззащитный образ с размытой половой принадлежностью и смутным сходством с героем японского мультфильма. От любви к Tokio Hotel напрямую страдает разве что скульптура сидящего старика в Первомайском сквере — на ней регулярно появляются новые граффити, посвященные немецкому коллективу.
Мария, 20 лет: «Меня привлекла эта культура музыкой, гармонией внутреннего мира и внешности. Я давно увлекаюсь японской культурой, и там есть стили, весьма похожие на эмо. Я не всегда выгляжу как эмо внешне, но отношу себя к ним, потому что я очень эмоциональна. Эмо — это эмоции, чувства и разум, а потом уже внешний вид. Я обладаю детским максимализмом и капризностью, что тоже, как мне кажется, характерно для эмо. Ведь эмокиды — это дети, которые боятся взрослеть...»
Стереотипы гласят, что эмокида одолевают проблемы, традиционно приписываемые переходному возрасту, только оформленные в целую идеологию.
Одиночество, непонимание окружающих, перепады настроения (от черного до розового), несчастная любовь, выливающаяся в написание стихов, размышления на суицидальные темы... Справедливости ради следует отметить, что многие онлайн-дневники самых юных эмокидов в этот стереотип вписываются.
Артем, 17 лет: «Многие думают, что эмо — только депрессия и слезы. Это не так! Это вообще свободное проявление эмоций».
В интернет-коммьюнити, посвященных эмо, эмокиды, как и представители любой другой подростковой субкультуры, заняты выяснением, кто из них «тру» (настоящий, следующий велению души), а кто — «позер» (следует внешней моде, игнорируя идеологию). Судя по обсуждениям на форумах, у эмокидов хватает и яростных ненавистников, высмеивающих инфантильность, и «сопливых нытиков». «Ненавижу эмо! Лучше б они спортом занимались, пили б по-черному. Я не знаю... Крестиком бы вышивали. Короче, не страдали бы всякой фигней!» — пишет посетитель одного из новосибирских форумов.
Директор Центра медицинской сексологии и психотерапии Игорь Поперечный: «Неприятие чужого мировоззрения и новых субкультур связано с менталитетом, который сохранился с советского времени: нельзя отличаться, кто не с нами — тот против нас. Мы выросли с этим менталитетом и мы же воспитываем новое поколение, которое сейчас подрастает. Чтобы сменить менталитет, нужна смена нескольких поколений. К тому же подросткам в принципе свойственен максимализм и то же самое «кто не с нами — тот против нас». А что касается эмо... не надо трогать ребят. Они вырастут, и все будет хорошо».
Елена Полякова
Фото emokids.ru, must-be-emo.klub.mylog.pl