2 августа понедельник
СЕЙЧАС +25°С

Зарплаты в Новосибирске растут. Но насколько и у кого, точно неизвестно

Поделиться

Поделиться

Необходимость комплексного изучения рынка зарплат стала очевидна еще несколько лет назад, когда кадровыми агентствами предпринимались попытки оценить уровень зарплат в новосибирских компаниях. Проводились анкетирования менеджеров по персоналу, данные обрабатывались и публиковались, но претендовать на объективное отражение существовавшего положения на рынке такая информация не могла. Причина была в недостаточном количестве исследуемых компаний, число которых редко превышало два десятка. Кроме того, руководство компаний не стремилось раскрывать свои затраты на оплату труда.

К 2004 году ситуация почти не изменилась. Обзоры зарплат по-прежнему представляют сведения об ограниченном числе фирм, а подходы кадровых агентств к проведению таких обзоров слишком отличаются друг от друга, чтобы можно было сравнивать результаты.

Агентство по подбору персонала «АНКОР» выпускает регулярные обзоры заработных плат с 1997 года. «В 2004 году мы поняли, что необходим промежуточный взгляд на рыночную динамику. В одних компаниях пересмотр зарплаты происходит осенью, в других – зимой», – говорит аналитик агентства Мария Арсеньева. Чтобы отследить изменения, обзоры приходится проводить несколько раз в год.

В начале 2004 года масштабное исследование было проведено кадровым агентством “Business Connection”. По словам менеджера проекта «Обзор зарплат» Максима Филимонова в исследовании приняли участие 103 компании, представляющие разные сферы бизнеса – от небольших фирм до крупных заводов. «Нами были опрошены представители 89 профессий и специализаций, - говорит Филимонов, - пожалуй, это большая часть профессий, которые представлены на рынке».

Управляющий партнер “Business Connection” Ильгиз Валинуров уверен, что его исследование помогает определить динамику зарплат в Новосибирске. По оценкам Валинурова, динамика зарплат по сравнению с прошлым годом в первую очередь выразилась в увеличении оплаты руководителей и специалистов по продажам. Средняя заработная плата генерального директора в 2003 году составила 64 тыс. рублей, а среднее вознаграждение начальника отдела продаж приблизилось к заветной для многих менеджеров среднего звена сумме $1000.

На фоне других городов сибирского региона зарплаты на этих позициях одни из самых высоких. В “Business Connection” говорят, что это видно по политике иногородних компаний, имеющих в Новосибирске филиалы и представительства - уровень зарплат там уже не выше, чем в новосибирских фирмах. Тоже самое можно сказать и о филиалах иностранных компаний. Часто местные компании готовы платить сотрудникам даже больше, чем те могли бы получать в представительстве зарубежной организации, хотя всего несколько лет назад ситуация была обратной.

В «АНКОРе» не во всем соглашаются с оценками коллег. «Наше последнее исследование в июле 2004 года показало, что лидерами по росту оплаты труда оказались специалисты по маркетингу, обогнавшие традиционных лидеров – «продажников», – отмечает аналитик агентства Мария Арсеньева. – Рост дохода маркетологов на 6% выше среднерыночного. Если на конец 2003 г средняя зарплата директоров по маркетингу составляла 25,5 тыс. рублей, то на июль 2004 г. – уже 40 тысяч». Впрочем, по данным компании, зарплаты сотрудников отделов продаж так же выросли, а их средняя зарплата теперь составляет 23 тыс. рублей. «Мы отмечаем рост вознаграждений для сотрудников всех функциональных подразделений и уровней ответственности, – продолжает Арсеньева. – В среднем в опрошенных нами компаниях заработная плата выросла на 20% (на 12% с учетом индекса цен). Средняя зарплата составила 12,7 тыс. руб. включая премии, а максимальное вознаграждение генерального директора составило более 160 тысяч».

Такие различия в оценках представители кадровых агентств объясняют разницей подходов к изучению рынка. «Вы же понимаете, что информация по большому количеству компаний дает представление по всему рынку, поэтому получается большой разброс зарплат, - заявляет Мария Арсеньева. – Мы сознательно ограничиваемся небольшим числом компаний, для получения информации по самому активному и конкурентному сегменту рынка. На получаемые нами цифры можно ориентироваться при найме и удержании профессионалов». Кроме того, кадровые агентства сталкиваются с проблемой терминологии – существует около 500 наименований специальностей и выбрать, какое из них соответствует определенным должностным обязанностям подчас трудно. По словам Арсеньевой, значительную часть работы над обзором зарплат занимает так называемый job matching – сопоставление стандартного круга обязанностей для той или иной профессии с реально выполняемыми функциями в разных компаниях.

Максим Филимонов из “Business Connection” так же объясняет разные результаты исследований разницей в «способах их приготовления»: – Конечный результат зависит от многих переменных, в первую очередь от того какую методику применяют исследователи. Исходя из нее определяется рынок компаний, минимальное допустимое количество совпадения по каждой позиции, и вообще что считаем - оклад, бонусы с льготами или без них, официальную зарплату или «черные выплаты». Но главное все-таки – это количество компаний принявших участие в исследовании, их количество должно определятся методологией и выборкой иначе объективности не видать».

Оценивая перспективы рынка заработных плат, в кадровых агентствах говорят о продолжении роста. Консультант агентства «АНКОР» Гаянэ Балян среди основных причин роста оплаты специалистов называет расширение компаний внутри города и выход на региональный уровень. «Экономическая ситуация способствует продолжению экспансии компаний, следовательно можно ждать дальнейшего роста заработных плат, – говорит она. – Кроме того, то, что происходит с зарплатами в Новосибирске во многом повторяет обстановку на рынке труда в Москве и Санкт-Петербурге один-два года назад. Можно сделать вывод, что зарплаты, скажем, маркетологов продолжат расти, как это было в столицах».

Особенность последнего полугодия – очевидная зависимость оплаты от эффективности работы, которая влияет на прибыль всей компании. Растет доля премиальных выплат в общем доходе. В «Анкоре» считают, что эта тенденция продолжится в будущем. Ильгиз Валинуров уверен, что основные деньги будут выплачиваться за управленческие знания и успешно реализованные проекты. «Уже сейчас большинство работодателей при проведении собеседований с топ-менеджерами к основным вопросам относят «Чего удалось достичь на этой должности за этот период», – говорит Валинуров. – Просто умение что-то делать само по себе все меньше является ценностью. Ценность – это умение решать сверхзадачи».

Илья Кабанов,

Специально для НГС

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...