Кафе среднеазиатской кухни «Шафран» в представлениях не нуждается. В таких старых заведениях с небольшим набором проверенных блюд в меню обычно не вчитываешься — просто автоматически заказываешь плов или манты. Одним словом, еду, которую некоторые англоязычные справочники лихо относят к русской кухне. И это даже не кажется совсем уж нелепой ошибкой. В конце концов, мы с мантами действительно породнились. Однако в среднеазиатской кухне осталась и непознанная массами экзотика. И, прочитав повнимательнее меню «Шафрана», ее обнаруживаешь. В виде жареных бараньих яичек, которые и решила продегустировать редакция НГС.РЕЛАКС.
Справка: Кафе «Шафран» находится по адресу улица Урицкого, 36 и Красный проспект, 22. Кухня — узбекская, европейская. Средний счет — 400–500 рублей без алкоголя. Время работы: с 08:00 до 23:00.
Вообще, бараньи яички присутствуют во многих национальных кухнях: не только Китая, Ближнего Востока и Средней Азии, но и, скажем, Италии и Испании. На американском западе барана тоже могут взять за яйца — но чаще берут быка (бараньи и бычьи «шарики» на вкус, говорят, практически идентичны). Неоднозначность блюда явно провоцирует на изощренность в его именовании. Так, американская закуска из бычьих яичек, жареных в пивном кляре, именуется «Устрицами скалистых гор» или «Ковбойской икрой». В кулинарии Средней Азии же бараньи яички общепринято называть «лампочками», что избавит от необходимости смущать почтенную публику разнузданным криком: «Официант, еще водки и бараньи яйца!».
Такая скромность понятна. На любом кулинарном форуме вопрос о покупке или приготовлении бараньих яичек неизменно вызывает легкий переполох. Развлекательные издания обо всем на свете обычно включают бараньи и бычьи яички во всевозможные списки самых омерзительных деликатесов планеты — наряду с червивым сыром, запеченными морскими свинками и всякими жучками-паучками. В редакции НГС.РЕЛАКС пробовать узбекское лакомство отказались даже видавшие экзотику журналисты, спокойно принимавшие пищу из рук индийских бомжей. Тут надо сказать, что вообще-то блюдо считается мужским. И, как нетрудно догадаться, сопровождается байками об особом влиянии на потенцию едока (впрочем, журналы для домохозяек не приписывают свойств афродизиака для романтического ужина разве что кабачковой икре).
Однако именно мужчинам идея разделать, поджарить и сжевать эту часть несчастного барана представляется прямо-таки леденящей кровь.
В итоге вызвавшаяся добровольцем (и приятно воодушевленная собственной смелостью и широтой взглядов) корреспондент НГС.РЕЛАКС была даже несколько разочарована невозмутимой реакцией официантки «Шафрана» на заказ. Столь же невозмутимо официантка рассказала, что «восточный деликатес» заказывают часто (правда, обычно мужчины). И лишь чуть-чуть смутилась только после кровожадного перекрестного допроса о способах добычи и разделки продукта. Примерно через 25 минут после заказа жареные бараньи яички явились — в виде крупной горсти нарезанного кусочками светлого мяса. Щедро приправленное сверху нарезанным колечками луком, мясо пребывало на присыпанной красным перцем тарелке в окружении кружочков свежих помидоров и огурцов.
Пар от тарелки тонко щекотал ноздри неназойливым, но и не сказать что очень аппетитным ароматом.
Впрочем, первый же кусочек сразу вернул аппетит. Нежирное, нежное мясо похоже по текстуре на почки или, возможно, вымя. Или (если вы вовсе ничего не желаете слышать о субпродуктах) на нежидкий паштет из чего-то неведомого. Ясно одно — без объяснений не угадаешь не только, что именно ешь, но и родство с бараниной. Ее характерного привкуса у «лампочек» нет, а есть собственный, ни на что не похожий. Не считая небольшого разочарования (ожидаешь, что столь устрашающее блюдо, будучи однажды попробованным, потрясет все гастрономические устои и вызовет желание питаться всю оставшуюся жизнь исключительно бараньими «лампочками»), корреспондент НГС.РЕЛАКС определенно осталась довольна, не считая одного «но». Все-таки одна из причин популярности узбекской кухни в том, что большинство блюд рублей за 300, даже выступая соло, могут привести едока в состояние сытой воистину восточной лени. Наесться же горсткой шокирующего лакомства не сможет даже самая хрупкая из барышень, не говоря уж о мужчине. Так что единственное, что можно пожелать желающему попробовать жареные «лампочки», — не забыть заказать вместе с ними что-нибудь основательное.
Елена Полякова
Фото автора