Очередь в клуб выстраивается еще за два часа до концерта. Вереница молодых людей тянется к пожарному проезду между торговыми центрами «Юпитер» и «Галерея». Обычно очередь направляется вдоль «Юпитера» к улице Каменской, но в этот раз людей завели за угол.
«Чтобы в торговый центр никто не мешал проходить», — поясняет массивный охранник ночного клуба «Отдых», обнажая золотой зуб.
Организаторы решили впускать людей в пять часов, хотя начало концерта намечено на семь. Несмотря на это, уже к началу запуска на улице собирается около 50 человек. Через несколько минут все проникают внутрь, и снаружи остаются те, кто ждет свою компанию на концерт.
«Так он из октагона вылетел и побежал в толпу», — рассказывает молодой человек в желтых очках и пальто своим спутникам про недавний бой Нурмагомедова и Макгрегора. Мимо них проходит компания из двух девочек и бабушки, направляющихся к дверям клуба. Рядом мужчина, разговаривающий по телефону, отпускает дочь с подружкой к входу и усаживается на корточках у тротуара для важных переговоров.
Зал «Отдыха» наполняется людьми. На сцене висят праздничные флажки с надписью «Монеточка», по бокам к колонкам прикреплены воздушные шарики с гелием. Аппаратура музыкантов стоит на школьных партах, на которых написано «Лиза дура» и «Витя лох». Атмосфера на танцполе еще до начала концерта приближается к духоте, и из толпы то и дело выскакивают фанаты, чтобы перехватить свежий воздух. Для разогрева играют треки группы «Валентин Стрыкало», рэперов Славы КПСС и Pharaoh, молодая публика подхватывает «Яхту, парус», «Грустные танцы» и «Black Siemens». Бар тоже не остается без внимания: совершеннолетние фанаты Монеточки то и дело окружают стойку, отходя от нее с бокалом пива или коктейлем. У сцены собираются школьники, студенты и люди постарше.
«Я услышала её трек по радио, который про “каждый раз” — как-то зацепило, решила посмотреть в Интернете и наткнулась на эфир с “Вечернего Урганта”, — говорит девушка, пришедшая на концерт с молодым человеком. — Зацепили ее тексты, очень забавные, милый образ и то, что эти тексты иногда не сочетаются с ее образом. Плюс это что-то необычное и выделяющееся, в наше время такое редко».
На танцполе две девушки пытаются сфотографировать свои бутылки пива на фоне телевизора с рекламой радио. Заметив это, охранник клуба прогоняет их со стеклянной тарой подальше от сцены. Около входа стоит небольшой столик с мерчем Монеточки: фанатам предлагают купить красно-синие, в тон обложки последнего альбома, футболки, кофты, наклейки и значки — певица работает с магазином креативной атрибутики «Мам, купи», владелица которого родом из Новосибирска.
«Самый популярный товар — это худи за 3500 рублей, все уже раскупили, последнее вот осталось», — рассказывают девушки-продавцы. В зале действительно ходит достаточно людей в одежде с символикой Монеточки.
«Я веду фан-аккаунт одного блогера и узнала о Монеточке от него, — говорит девочка в одежде с атрибутикой певицы. — Как раз после этого и начала слушать. Больше всего в ее творчестве меня цепляют тексты, потому что она поет не о чем-то типичном, а о том, что действительно трогает».
«Еще у нее классный голос, — подхватывает подруга. — Я вот с лагеря слушаю ее, там часто включали. До этого два года назад тоже мне скидывали одну ее песню, но тогда не так заинтересовала».
В громкое медиаполе Монеточка заскочила в конце весны этого года — тогда вышел ее первый полноценный альбом «Раскраски для взрослых». До этого ее творчеством заинтересовался Интернет в 2016 году, пользователям очень понравились веселые и милые песенки про контрнасилие, Гошу Рубчинского и психоделический клауд-рэп под простой аккомпанемент синтезатора. На последнем релизе музыкой занялся автор проекта БЦХ Витя Исаев, который и поехал с ней в тур по России.
«Я познакомился с творчеством Монеточки еще давно, — рассказывает мужчина из категории взрослых слушателей. — Друг скинул концерт, где она выступала еще с одними клавишами, ну мы поржали. Особо после этого за ней не следил, слышал, что переехала в Москву, но думал, что ничего не добьется, мол, такой YouTube-феномен. А потом вышел альбом, послушал, аранжировки очень хорошими показались. Плюс она цепляет текстами, даже делает что-то сатирическое и выстебывает современность».
Проходит 20 минут с заявленного начала концерта, на сцене пока никого. С улицы до сих пор активно заходит народ. Только что пришедшая женщина в недоумении смотрит на собравшуюся толпу и жалуется своему спутнику, что ей ничего не будет видно из-за чужих голов. Между тем, позади стоят два дежурных медика скорой помощи в светоотражающих спецовках. Один из них подходит поближе, пытается рассмотреть, что происходит на сцене и фотографирует происходящее на телефон.
«О Монеточке самой ничего не слышал, но зато успел сфотаться с ней перед концертом, мы же заранее на мероприятия приезжаем, — довольно сообщает медик. — В принципе, даже интересно послушать».
В половину восьмого на сцену выходит музыкант Витя Исаев. Он включает минусовку и через несколько аккордов выбегает сама певица. Зал кричит еще секунд десять с момента как Монеточка начала свою партию. На последних словах песни она машет залу рукой, и тот возобновляет радостный крик. Одна композиция плавно перетекает в другую, и в момент проигрыша певица включает надувную танцующую куклу, которая начинает махать руками.
«А теперь давайте представим, что мы все с вами одноклассники, обнимемся и споем, — предлагает Монеточка и тут же замечает воздушные шарики на полу. — Ой, а хотите как котятки поиграть?». Несколько шариков летят со сцены в зал, и народ начинает ими перекидываться.
Пары начинают обниматься и танцевать под медленную и романтичную музыку. Для концертов аранжировки песен немного изменили: к минимальному хаусовому звучанию добавили барабанов, которые помогают ритму композиций.
Закончив еще одну песню, Монеточка обращается к публике и говорит, что все пришедшие — красивые и классные, и что Новосибирск — крутой город.
«А еще это же родина Элджея — на баре синие, как говорится, — отшучивается певица. — Так что давайте споем кое-что в его стиле».
Следующая композиция концерта — «Нимфоманка». Под тягучие басы и синтезаторы в припеве публика начинает плавно раскачиваться. Из толпы сосредоточенно выглядывает девушка, выискивая кого-то в зале. Подпевать певице при этом она не перестает.
После очередной песни Монеточка садится за синтезатор и начинает наигрывать Дебюсси. Прервав импрессионистский пассаж, она задается вопросом, собственно, к чему эта классика?
«А вот если вы не любите Монеточку с простым синтезатором, то вы недостойны новой Монеточки с этими стильными битами», — заигрывает с публикой певица.
Доиграв композицию, написанную на слова Святослава Свидригайлова, певица спрашивает, был ли у кого в детстве старый телефон «Motorola» или «Nokia». Монеточка обещает показать фокус, угадав их рингтон на том самом телефоне, и вызвать ностальгию. Клавиши синтезатора выдают мелодию финской польки, которая плавно перетекает в трек «Мама, я не зигую». Публика одобрительно смеется над внезапным переходом и продолжает держать темп танца, заданный финской мелодией.
«Если снимаете меня в инстаграм, то снимайте в маске собачки», — просит молодая певица и переходит к песне про поиск себя в мире постмодерна.
«А завершение я еще не придумала», — обрывает композицию певица и убегает за кулисы.
Микрофон переходит к Вите Исаеву, который поет свою новую песню. Снимающих телефонов на танцполе становится меньше, но музыканта поддерживают так же, как и Монеточку.
Вернувшись на сцену, она загадывает публике загадку: «МММ, путч, Ельцин — что же это?». После этого звучит песня про подростковое восприятие мифологизированных 90-х, в которых «убивали людей» и «все бегали абсолютно голые» без электричества. Слушатели уже без стеснения переходят в пляс — две девушки позади толпы синхронно вытанцовывают движения под светом снимающей их камеры. Монеточка вспоминает, что шарики есть еще и по краям сцены и передает их залу.
«Следующая песня опять про Россию. Тут мне нужна ваша помощь», — порепетировав нужный для песни восклик первый раз, певица говорит залу, что надо кричать более патриотично и с улыбкой, второй раз получается удачным. В конце песни «Русский ковчег», во время проигрыша, зал сливается в патриотичном и радостном крике «Россия».
«Ох, ну что ж, кажется, придется всем нам идти по домам — хиты закончились!» — лукаво замечает Монеточка и на время удаляется со сцены. Вернувшись, она поет «Каждый раз» — хитовую песню, которая попала и на радио, и даже в рекламу магазина бытовой техники.
Певица снова уходит за кулисы и снова возвращается обратно: «Хочется закончить на политической остринке, — отмечает она. — Знаете, после этой песни даже самые серьезные мужчины на концерте начинают улыбаться». Следом звучит песня о преступлениях в соцсетях, припев которой начинается со слов «козырный туз спасал меня на зоне».
«Ну вы просто котики, жесть», — замечает певица и мурчит в микрофон.
Последней песней концерта становится «Последняя дискотека», с которой он и начался, только в этот раз певица сама подыгрывает себе на синтезаторе. Монеточка раздает оставшиеся шарики, просит чуть приглушить свет и зажечь фонарики на телефоне. Робкие звуки синтезатора, свет фонариков и воздушные шары сливаются в мягкую и спокойную атмосферу, с которой публика и уходит домой.
«Новосибирск очень крутой, — говорит на прощание Монеточка. — Счастлива, что есть такие города. Берегите близких и пейте больше воды».
Читайте также:
Ты просто космос, Шнур: ЛДС захватила группировка «Ленинград»
Шнур привёз четырёх девушек, напоил фанаток и сплясал топлес — зрители кричали матом от восторга.
Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».
Георгий Вишневский
Фото Ольги Бурлаковой