В Новосибирске в четырнадцатый раз прошел Siberia Otaku Saiten, старейший сибирский фестиваль косплееров и поклонников восточноазиатской поп-культуры — от аниме и сёгунов до бойзбэндов и драконов. Впрочем, как часто бывает на подобных слётах, границы жанров и миров здесь давно условны: к героям японского эпоса добавились образы из голливудского кино, комиксов и компьютерных игр. Корреспонденты НГС побывали на первом дне фестиваля и пообщались с самыми впечатляющими персонажами. Эти люди тратят на костюмы и грим десятки тысяч рублей и всё свободное время, — за пределами виртуального мира их ждут офисы и дети.
Четырнадцатый Siberia Otaku Saiten (SOS) стартовал в ДКЖ в полдень 18 августа, однако заметить поблизости группы пёстро одетой молодежи в ярких париках, лосинах и мантиях можно было гораздо раньше. Половина из них приехала утром из соседних городов — Кемерово, Барнаула, Красноярска, Омска, Новокузнецка и Томска. Многие не виделись с прошлого года и наперебой приветствовали друг друга. На входе ни на минуту не прекращались объятия, поцелуи и восторги от костюмов: «Да ладно?! Ты всё-таки сделал его!».
В этом году оргкомитет проекта решился на революционный шаг. Впервые за свою историю SOS, задуманный как кочующий из города в город фестиваль, не сменил площадку и остался на прежнем месте — в Новосибирске. Более того, к соседям, по словам одного из организаторов, Анны Крыжевич, фестиваль больше не поедет. «[Пока нас нет], спонсоры и партнёры фестиваля успевают о нём забыть, и приходится каждый раз начинать с нуля. А в Новосибирске уже есть налаженные контакты, хороший зал. Это оптимальный вариант», — полагает девушка.
Как и в прошлый раз, в ДКЖ собралось около двух тысяч человек. На вопрос о том, почему при кажущемся расцвете азиатской поп-культуры число посетителей SOS не растёт, организаторы отвечают уклончиво и ссылаются на условия аренды: зал вмещает тысячу человек и «продать билетов сильно больше» они не могут. А провести мероприятие в Экспоцентре, как это уже дважды делали организаторы схожего по формату фестиваля Pop Corn, — не хотят. «У нас много всего происходит на сцене: люди танцуют, поют. Это очень громко, нужен отдельный зал. В Экспоцентре так не получится», — поясняет Крыжевич.
С самого начала в ДКЖ многолюдно: в холлах ещё можно спокойно прогуливаться, а в зале настоящий аншлаг. В фойе первого этажа выстроились продавцы комиксов, плакатов, аниме-атрибутики и канцелярии. Рядом теснятся лотки с футболками, оригинальной китайской и корейской едой (сладости, газировка, соусы) и всевозможными сувенирами. Наибольшим спросом пользуются значки, стикеры и фигурки стоимостью 300–500 рублей, рассказали корреспондентам НГС продавцы.
По углам холла второго этажа, как скульптуры, расставлены приглашённые звёзды косплея. Никита Ницветов из Санкт-Петербурга в образе Солдата-76 из игры Overwatch оценивает уровень сибирского косплея «выше среднего», хотя тут же признаётся, что видел мало. Кроме бесконечных просьб о совместном селфи, топовым гостям предстоит выдержать часовую встречу с фанатами и ответить на все их вопросы.
Ещё одна суперзвезда Жанна Рудакова предстала в обличии сексапильной охотницы Эйлы из мира ролевой игры Skyrim.
За восемь лет в косплее девушка выступила более чем в сорока образах и собрала полсотни платьев, для хранения которых арендует отдельное помещение площадью пятьдесят квадратных метров.
Большинство нарядов Жанна оценивает в «десятки тысяч рублей».
Снайпер-наёмник Дэдшот оказывается первокурсником. На один только шлем молодой человек потратил около семи тысяч рублей.
В небольших залах гости фестиваля играют в традиционные восточные игры, обсуждают японский этикет, спорят о самурайском кодексе чести и перебирают любимых артистов ультрамодного в последние годы кей-попа, захватившего сначала корейских подростков, а следом и весь мир.
Несмотря на стремление фестиваля сохранить восточный колорит и атмосферу азиатской экзотики, косплееры не обходят вниманием персонажей западной поп-культуры и вовсю вживаются в образы голливудских супергероев, киборгов и рыцарей. Буквально в метре друг от друга можно встретить злобного клоуна из «Оно», орка из Warcraft и зомби.
Образы с российской пропиской едва заметны, но они всё же есть. Мария пришла на фестиваль, нарядившись «мужиком с бухлишком» из скетч-шоу «Деревня дураков», которое выходило в тележурнале «Каламбур» в начале «нулевых». Самым сложным было изготовить усы («вырезала из искусственного материала для украшения аквариумов») и нос («взяла резиновый мячик для игр с собакой»).
Фрилансер Татьяна из Кемерово хуманизировала (так косплееры называют очеловечивание неодушевлённых объектов и абстракций) образ ночи с помощью роскошного платья с дорогой вышивкой и даже подсветкой. За время подготовки костюма она успела посмотреть все сезоны «Игры престолов», «Рассказа служанки» и Bleach. «Короче, два с половиной месяца», — уточняет рядом стоящий муж.
Татьяна утверждает, что уложилась в 40 тысяч рублей. «Ну да, два мебельных гарнитура», — вновь добавляет её спутник.
Увлечение своей половины он разделяет, но сетует на то, что «иногда этот косплей просто по всей квартире».
Дизайнер интерьеров (попросил называть себя «Волк») предстал в образе пастыря ордена Шестикрылых архангелов. Весь день он искал тех, кто хочет стать «вершителем судеб» и «адептом новой веры». Впечатляющий двухметровый меч из пеноплекса, картона и штукатурки мужчина хранит на боковой стенке холодильника. «Говорю знакомым, что это орден ночных жриц и дневного жора», — усмехается он.
Ещё одним героем отечественного масскульта становится роботизированный заяц из самой технологичной серии мультфильма «Ну, погоди!». Автор костюма Алексей Нечаев — программист. На непонимание коллег по работе он старается не обращать внимания.
«Перекраивать других людей не очень красиво, — считает экономист из Кемерово Мария, пришедшая в наряде Мэделин Хэттер (дочь безумного шляпника из серии кукол Ever After High). — Не понимаю, когда говорят, мол, часики тикают, никто не молодеет, пора уже детей рожать».
Одни только туфли ей «встали в полторашку», а акрил «больно бьёт по кошельку и сердечку».
Тем временем на сцене большого зала можно увидеть косплей-дефиле и выступления поклонников аниме, постапокалипсиса, шутеров и мифических героев. Последние показывают скетч-постановки на пять-десять минут в стиле оголтелой трэш-режиссуры: на сцене почти одновременно оказываются зомби, чирлидерши, египетские мумии, лазерные мечи и обнявшиеся барды, тянущие «Изгиб гитары жёлтой».
Как в худших номерах позднего КВН, гопники здесь говорят «Семки есть?» и «Дай мобилку», а родители ходят только в халатах.
Максим из Новокузнецка впечатлился героями мультсериала «Рик и Морти» и сам «собрал косплей из всего, что было в шкафу», только «парик купил у девочки из Питера». «Я тоже [как Рик] временами могу быть немного безумным и спонтанным», — поясняет парень. Он утверждает, что скрывать своё увлечение никому не стоит, но сразу добавляет: «Бабушка не знает, и хорошо — пусть живёт долго и счастливо».
Ближе к вечеру уставшие от духоты и повышенного внимания косплееры, как по сигналу, выходят на свежий воздух и начинают позировать незнакомым людям, проходящим мимо.
Среди вышедших на улицу — Владимир, который увлекается косплеем больше десяти лет. По мнению опытного участника фестиваля, интерес к субкультурам в последнее время стал угасать. «Каждый год думаю, что это последний, что продам костюмы и поеду путешествовать. Но как-то всё нет. Наверное, это наша жизнь».
Читайте также:
Жги и раздевай: лучшие моменты фестиваля с трюками и стриптизом. Тысячи мотоциклистов собрались в лесу — мужчины стирали резину, а девушки обнажались прямо в седле.
Следите за новостями и Live-трансляциями с места событий в нашей группе «ВКонтакте».
Александр Морсин
Фото Марии Штольц