К двум известным проблемам России пора бы уже добавить третью — современное массовое российское кино. Утомившись от корифеев отечественного кинематографа, продюсеры решили опереться на звезд юмористических телешоу с рейтингом в кармане. Очередное произведение воспитанника канала ТНТ Сергея Светлакова имеет все шансы задать новый уровень российского матерого кинотреша. Чтобы достичь таких высот, создатели фильма «Скорый «Москва – Россия» решили посмотреть на наше отечество глазами человека, который только что прибыл сюда со своей виллы в Малибу и никогда раньше не бывал в этой прекрасной и пугающей стране, которая раскинулась за Московской кольцевой автодорогой.
Справка: «Скорый «Москва – Россия» (Россия, 2014) — главный герой путешествует из Москвы во Владивосток, чтобы снять ролик и набрать 1 млн просмотров в YouTube. По пути ему встречаются американская кинозвезда, беглый зек-коротышка, русалки мужского пола и амурский тигр. Режиссер — Игорь Волошин, соавтор сценария и сопродюсер — Сергей Светлаков («Ёлки», «Наша Russia»). В ролях: Сергей Светлаков, Маргарита Левиева («Невидимый», «Линкольн для адвоката»), Ингеборга Дапкунайте («Война», «Утомленные солнцем»), Майкл Мэдсен («Бешеные псы», «Убить Билла»), Максим Голополосов (Макс +100500). Бюджет 4 млн долл. 90 минут. 12+.
Главный герой по имени Серега представляет собой чуть-чуть облагороженный вариант героя Светлакова, который в «Нашей Раше» разговаривает с телевизором. Точнее, это тот же самый человек, который немного привел себя в порядок перед тем, как отправиться на службу. Чем занимается Серега, из фильма непонятно, но известно, что он начинающая «звезда ютьюба». Пока его главный хит — это ролик «Гори, волосяка», в котором он поджигает свое лохматое брюхо зажигалкой.
В первые же 5 минут фильма Серега подписывает с карикатурным немцем в розовой ушанке со звездой договор, по которому обещает выложить в YouTube ролик, где он будет позировать вместе с тигром на фоне звездопада. Если ему это не удастся (или ролик не соберет миллиона просмотров), то Серега обещает отдать коварным немцам свою квартиру, машину и дачу в Переделкино.
Так наш герой оказывается в поезде Москва – Владивосток, где тут же падает в пьяном виде на американскую актрису Милу (Маргарита Левиева), которую в объятья РЖД занесла скоропостижно нахлынувшая на нее аэрофобия. После такой завязки уже никакие повороты сюжета зрителя не должны удивлять, хотя авторы фильма до самых последних кадров не оставляют попыток это сделать.
Основой творческого метода создателей можно считать полное отсутствие стыда. Там, где чересчур грамотные сценаристы и режиссеры могли бы почувствовать смущение («что же за чушь мы тут снимаем»), авторы «Скорого» лишь улыбаются во весь рот и уже лезут в свои широкие штанины за следующей шуткой.
Как и большинство современных коммерческих фильмов, «Скорый» собран с миру по нитке из понравившихся авторам приемов и ходов мирового кинематографа. Здесь очевидна попытка поселить в российской действительности веселое безумие фильмов Кустурицы, только место югославских цыган должны были занять наши отечественные типажи. Место нашлось и похотливым, но трусоватым кавказцам, и торговкам паленой водкой, и туповатым вахтовикам. Периодически герои произносят что-нибудь философское вроде: «Мы сосали и сосать будем, у нас вся страна — вахтовики».
Получается все та же «Наша Раша», где отдельные сценки могут даже показаться веселыми, но когда они льются нескончаемым потоком, хочется уже, чтобы началась рекламная пауза.
Но вместо нее режиссер подсовывает как бы лирические сцены, которые смотрятся почему-то особенно изощренным глумлением над теми «вечными ценностями», которыми авторы посчитали необходимым по-быстрому нашпиговать сюжетную ткань.
Абсурдность происходящего усиливает и подбор актеров. Светлаков, кажется, специально собрал вокруг себя профессионалов разных калибров и жанров, чтобы весь этот коктейль выглядел максимально нелепо. Ингеборга Дапкунайте весело (хотя не особенно убедительно) изображает похотливую проводницу. Американская актриса русского происхождения Маргарита Левиева играет чувственность и возвращение к корням. А Майкл Мэдсен просто присутствует в кадре как престижный предмет интерьера — его можно с легкостью вклеить в любой фильм, ничего не меняя вообще.
Подозревая, видимо, определенную ограниченность своих сценаристских и режиссерских талантов, авторы фильма сжалились над зрителем и поместили в свое кино хоть немного действительно веселых моментов. Это, собственно, нарезка из реальных роликов YouTube — кадров, снятых мобильными телефонами и авторегистраторами. Так что если вы все еще сомневаетесь, ходить ли вам на новое произведение российского киноискусства (и у вас есть доступ в интернет), то просто забейте в поиске что-то типа «Россия дураки» и наслаждайтесь просмотром совершенно бесплатно.
Ей-богу — и то веселее.
Стас Соколов
Фото film.ru