Самый прибыльный в истории кино (до недавнего времени) «Титаник» Джеймса Кэмерона вернулся в 3D-версии. Призрак погибшего корабля приплыл за новой данью: и деньгами, и девичьими сердцами. За 15 лет, которые прошли с премьеры, многое изменилось. Невиданную кассу «Титаника» побил «Аватар». Звезды «Титаника» Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо из пухленькой барышни и девчачьего кумира — предмета насмешек превратились в актеров с безупречной репутацией. Ну а грандиозные фильмы-аттракционы стали выходить на экраны ежемесячно. И быстро привыкшие, что миры постоянно рушатся на их глазах жутко громко и запредельно близко, зрители подрастеряли способность удивляться. Новая версия «Титаника» предлагает своеобразное возвращение к невинности.
Справка: «Титаник 3D» (Titanic 3D; США, 2012) — 3D-версия самого кассового в истории кино (до «Аватара») фильма о любви девушки из богатой семьи и нищего авантюриста на фоне знаменитой катастрофы. Также в формате 3D IMAX. Режиссер — Джеймс Кэмерон. В ролях — Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет. 194 мин.
Официальный повод для возвращения фильма на экраны — столетний юбилей: самый большой и комфортабельный лайнер своего времени отправился в свой первый рейс 10 апреля 1912 года и через пять дней затонул вместе с полутора тысячами пассажиров. Еще один повод обновить «Титаник», по словам самого Джеймса Кэмерона: выросло целое поколение, которое не видело главный блокбастер конца ХХ века должным образом. То есть — на большом экране. Для этого нового поколения «Титаник 3D» рекламируется как фильм «от режиссера «Аватара». Ну а бывшим школьницам, когда-то подвергавшимся шуточкам одноклассников за маечки до пупка со скорбным ликом Леонардо, — этим девушкам ничего объяснять не надо, они и так пойдут в кино стройными рядами. Предварительно поспорив со своими мужьями и бойфрендами. У тех ведь тоже запланирован ностальгический вечер по случаю выхода продолжения «Американского пирога».
Сбежав от чопорных спутников девушки, они красиво прожили на свободе целый день, ловили ветер ртом на носу корабля, отплясывали на буйной вечеринке ирландских бедняков в чреве «Титаника» — третьем классе, занимались любовью, спрятавшись в багаже. А потом выбирались из затопленных коридоров, карабкались вверх по палубе вставшего на дыбы корабля и покрывались ледяной коркой среди торчащих из воды, как поплавки, трупов.
На обновление ленты (подгонку под новейшие цифровые стандарты) и перегонку в 3D ушел год работы и 18 миллионов долларов. Кэмерон, часто критикующий жадных коллег, которые наскоро пририсовывают 3D постфактум, подошел к модернизации «Титаника» со всей ответственностью. Впрочем, лучше оставьте дома ожидание чуда. 3D окажется не ахти каким глубоким, а местами и несовершенным (иногда картинка явно распадается на отдельные планы). Впрочем, у 3D-версии нет и заметных огрехов: объемность оказывается приятным, но необязательным бонусом, про который постоянно забываешь. В общем-то, это просто повод заново пустить кино на большие экраны — где ему и место.
Не потому, что это фильм-катастрофа (на катастрофу приходится меньше трети фильма). А потому, что это классическое большое голливудское кино, органично существующее, дышащее и раскрывающееся именно перед шуршащей попкорном и всхлипами толпой.
Пересмотренный заново «Титаник» хорошо показывает, что общественное мнение — ориентир не более надежный, чем самонадеянная команда лайнера, и не более трезвый, чем впавшая в панику толпа. Во времена своего первого плавания по кинотеатрам «Титаник» был и переруган, и перехвален. Сейчас, отделенный временем и от девичьей леомании, и от скепсиса насчет дутой бездуховной попсы (в таких спорах обе стороны всегда сильно перегибают палку), «Титаник» выглядит образцом Голливуда в его золотой форме.
Самым удивительным, пожалуй, выглядит то, как решительно все ингредиенты органично вмещены в трехчасовую историю. И сентиментальная история любви, в которой любовники либо парят в облаках, либо (регулярно) порываются умереть рядышком. Немного смеха, немного детектива (завернутого вокруг гигантского бриллианта, кочующего по карманам). Прямо-таки романная модель общества в миниатюре (второстепенные персонажи фильма представляют все социальные группы: от олигархов до мигрантов, от богемы до интеллигенции, от прислуги до офицеров). Техническая мощь — и самого «Титаника», начиненного поршнями и шестеренками размером с дом, и собственно кадров катастрофы. И, наконец, жестокий романс о цинизме богачей и бесправии бедняков с финальной инъекцией оптимизма и воли к жизни, без которой Голливуд — не Голливуд. Собрать весь этот живой механизм, — на самом деле искусство, и просто за деньги (то бишь большим бюджетом) этого не купишь.
Для России «Титаник» по сути дела стал не только фильмом, с которого началось возрождение массового кинопроката, но и точкой, в которой наши массовые киновкусы — впервые! — синхронизировались с глобальными.
Противники попкорнового мейнстрима, возможно, считают это черным днем. Но на самом деле резерваций изысканного киновкуса в масштабах стран не бывает. И СССР таковой не был: в списке самых кассовых зарубежных фильмов в советском прокате на каждый просочившийся за железный занавес шедевр типа «Спартака» или «В джазе только девушки» приходятся два индийских фильма и какая-нибудь «Анжелика». Впрочем, сравнивая кассы фильмов в России и в США или Европе, можно заметить, что глобализация (если понимать под ней предпочтение всему прочему максимально бездумного и шаблонного блокбастера) у нас перевыполнила норму: в западные хит-парады частенько попадают фильмы, у нас заклейменные «артхаусом для умных». Игнорируя их и каждую субботу неуклонно выбирая что-нибудь попроще, публика не забывает на выходе в очередной раз попрекнуть проклятый Голливуд в диверсии против нашей духовности.
Елена Полякова
Кадры из фильма — moviedeskback.com (1, 2), kinopoisk.ru (3)