Смешная выставка Мурыгина-Толстого в Центре современного искусства — непристойный примитивизм 80-летнего художника удивляет, но впечатляет.
Признаться, на выставку Геннадия Мурыгина-Толстого в Центр современного искусства меня привело не желание познакомиться с работами новосибирского примитивиста, которого сравнивают чуть ли ни с Анри Руссо, а обыкновенное любопытство. 80-летний колоритный старец, называющий себя праправнуком Толстого по побочной линии (чего исключить нельзя, учитывая известную любовь писателя к крестьянским барышням), металлург по образованию, который сейчас работает натурщиком. Было крайне интересно посмотреть на такой вот живой парадокс — как потомок Толстого, «совести нашей русской», рисует превесьма откровенные ню в наивном стиле.
Пройдя три зала Сибирского центра современного искусства, затянутые пестрым текстилем в цветочек, одно могу сказать однозначно: Мурыгин-Толстой — большой шутник, остроумный пародист и любитель обнаженных женских телес. Глядя на некоторые работы художника, становится даже как-то не по себе: каково это — в таких глубоких летах терзаться столь изощренными эротическими фантазиями. То здесь, то там виднеется разверзнутый телесный низ, принадлежащий крестьянским красавицам, чернокожим барышням и богемным девам. Обнаженные девушки кормят рафинадом коня, гоняют на мотоцикле в обнимку со сказочным волком, довольно похабно сидят на коленях у библейского Лота — в роли его дочерей… Стартующая ракета с надписью СССР, явно похожая на член… Чей-то оголенный тыл…
Однако не скажу, что это выглядит вульгарным, хотя и несколько однообразно — фантазия и наивная манера Мурыгина-Толстого, который смотрит на мир с ироничной ухмылкой, невольно заставляет и нас так же смотреть на его картины. Простодушные в своем примитивизме, нарисованные на фанерках, в неказистых рамках, — они есть не что иное, как добродушный стеб. Над рекламной индустрией и гламуром (одна из картин изображает обнаженную Кейт Мосс в одной из осанн, буквально срисованную с мраморной скульптуры культового британского художника Куинна), над классическими «священными коровами», а порой художник заигрывает с постмодернизмом — например, в пародии на Петрова-Водкина, усадив на коня известного норвежского конькобежца, гордо сверкающего гениталиями.
Мне кажется излишним распространяться на тему мастерства Мурыгина-Толстого — разумеется, он дилетант, а отдельные работы на политические темы не выдерживают никакой критики. Но за его редкое чувство юмора, порой граничащее с безбашенным абсурдом, хочется ему все простить — даже серию автопортретов, явно списанных с известных портретов Толстого. Не зря выставка называется «Красата по-русски», с намеренной орфографической ошибкой — дабы подчеркнуть антиакадемичность художника.
Фото автора