Тринадцатилетняя девочка по имени Сьюзи по фамилии Лосось (Сирша Ронан) зачарованно бродит в тумане первой любви по благостному американскому пригороду 70-х годов, — атмосфера, знакомая по «Девственницам-самоубийцам». Поверх ухоженных розовых кустов за Сьюзи наблюдает сосед — именно такой, какими обычно и представляют маньяков: усы щеточкой, влажные глаза за стеклами очков. Скоро от Сьюзи останется только вязаная шапочка в луже крови. Со смерти главной героини, собственно, и начнется история.
Справка: «Милые кости» (2009, Новая Зеландия – США – Великобритания) — экранизация бестселлера Элис Сиболд, в которой мертвая девочка — жертва маньяка — наблюдает из загробного мира за своим убийцей и попытками родных справиться с горем. Бюджет — 68 млн долларов. Режиссер — Питер Джексон («Властелин колец»). В ролях — Сирша Ронан («Искупление»), Марк Уолберг («Планета обезьян»), Рейчел Вайз («Фонтан»).
Полиция потеряет след, и по-настоящему искать убийцу — гоняясь за тенью на ночном кукурузном поле, въедливо выясняя, кто из соседей имеет странности вроде ношения подгузников, — будет только отец Сьюзи (Марк Уолберг). Тело Сьюзи так и не найдут (от описанных в книге подробностей изнасилования и убийства зрителя избавляют), да и душа потеряется на пути в рай и останется в зазоре между мирами. Это место иногда похоже на родной городок Сьюзи, а иногда оборачивается сюрреалистическим сном. Лето, зима и осень здесь сменяют друг друга раз в несколько минут; иногда горизонта не видно, а иногда весь земной шар сжимается до размеров планеты маленького принца — двухметрового в диаметре зеленого купола, усаженного сакурами.
Отсюда Сьюзи может докричаться до живых так, чтобы они почувствовали чье-то смутное присутствие. И может видеть, как ее убийца готовится к новой охоте, а ее близкие нащупывают способы снова сделать свою жизнь терпимой.
Роман Элис Сиболд имел в США огромный коммерческий успех — утешители, умеющие правдоподобно рассказать, что «там» будет по крайней мере интересно, успехом в человеческой истории пользовались всегда. Религиозные убеждения в наше время все чаще сводятся к вере в нечто смутное и не слишком подчиняющееся догмам: в итоге писатели и кинематографисты дружно изображают рай как грандиозную и притом управляемую сюрреалистичную галлюцинацию.
В «Милых костях» и сам мир, уготованный для мертвой девочки, и сам тон, которым она рассказывает свою историю, были настолько убаюкивающими, что американские критики, а вслед за ними и читатели дружно поразились парадоксу: светлая и оптимистичная книга про убийство ребенка.
Фильм этот утешительный тон выдерживает, а над управляемой галлюцинацией тут работают специалисты. Как и для «Властелина колец» и великолепного возвращения «Кинг Конга», в «Милых костях» Питер Джексон работал со сценаристками Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс. А еще можно вспомнить, что до хоббитов и обезьян Джексон снял «Небесные создания» с начинающей Кейт Уинслет — в истории влюбленных друг в друга школьниц-фантазерок-убийц было удивительно точное для здоровенного дядьки понимание вопроса: из чего сделаны девочки и что у них в голове. Из этого послужного списка можно понять, почему «Милые кости» были столь долгожданны и многообещающи.
А в итоге «Кости» оказались первым фильмом Джексона, который заставляет сидеть с приоткрытым ртом и вытаращенными глазами не зрителей, а персонажей.
Персонажи, словно плывя через густое желе, надолго застывают в позах и мимике отчаяния и растерянности — действие развивается в медленном, прямо-таки несовременном темпе. Когда мистический детектив впадает в ступор и застывает с приоткрытым ртом, инициативу перехватывает словно вырезанная из какого-то другого фильма комедия о том, как в приунывшую семью с грудой чемоданов и бутылкой в руке ворвалась эксцентричная бабушка (Сьюзан Сарандон).
Чудес в «Милых костях» не меньше, чем в рекламе йогурта, — но и веры им немногим больше: кинобога Джексона, кажется, впервые немного подвел дар миротворчества.
Америка 70-х годов, золотое время и место для кино, выглядит слегка искусственной, красивые загробные миры, страшно сказать, выглядят чуть ли не вторичными по отношению к пафосной эзотерике «Куда приводят мечты». Впрочем, беда «Милых костей» именно в том, что от Джексона ждешь чуда, а не просто красивого фильма с классными актерскими работами. Маленькая ябеда из «Искупления» Сирша Ронан — ангел без капли слащавого подтекста этого слова. Роуз МакКливер в роли простоватой и решительной сестры героини тоже хороша. Ну а играющему маньяка Стэнли Туччи корреспондент НГС.РЕЛАКС от души пожелала бы «Оскара» (если бы его конкурентом в номинации не был Кристоф Вальц из «Бесславных ублюдков»).
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru