«Альфа дог» – криминальная драма из жизни юных калифорнийских отморозков, чередующих торговлю наркотиками с дикими вечеринками. Пьяная езда зигзагами по газонам, безотказные девицы, мордобой, грубые шутки, накачанные тела, покрытые татуировками от пяток до макушки … Кроме этих нехитрых радостей в «Альфа доге» присутствуют две иконы кинематографа – Шерон Стоун и Брюс Уиллис, и одна икона MTV – Джастин Тимберлейк. Фильм основан на реальных событиях, истории Джесси Джеймса Голливуда, самого молодого за всю историю Америки преступника, попавшего в список разыскиваемых ФБР, – в двадцать лет.
У главного героя, точнее, антигероя, наркодилера Джонни Трулава (Эмиль Хирш, наиболее известный по комедии «Соседка») есть все. Почти неограниченная власть над подельниками, поддержка отца (Брюс Уиллис в эпизодической роли вальяжного мафиози), много секса, денег и наркотиков… Трещинка в безоблачной жизни пошла после стычки Джонни с задолжавшим ему наркоманом Джейком Мазурски (Бен Фостер), евреем-скинхедом со склонностью к диким выходкам. Их взаимная ненависть становится главным двигателем сюжета.
В ходе вендетты Джонни и его подручные похищают пятнадцатилетнего брата Джейка, наивного и невинного Зака (Антон Ельчин). Зак, буквально задыхающийся под лавиной материнской любви и гиперопеки, которую обрушивает на него миссис Мазурски (Шерон Стоун), вдруг начинает ощущать себя скорее членом банды, «братом» больших и крутых парней, чем заложником…
«Альфа дог» – это динамичный, подробный репортаж из жизни маргиналов, местами стилизованный под телевизионную криминальную хронику. Каждый новый персонаж, вплоть до случайных прохожих, обозначается как «свидетель номер…». Отсчет свидетелей добавляет в фильм ощущение необратимости и неизбежности серьезного и непоправимого преступления, к которому в итоге приведут неуклюжие игры в гангстеров, стечение обстоятельств и длинная цепь необдуманных поступков.
Ближе к финалу режиссер и сценарист Ник Кассаветес (сын режиссера и актера Джона Кассаветеса) вдруг начинает хладнокровно выбивать из зрителя эмоции по весьма манипуляторскому методу в духе Ларса фон Триера. Метод таков: чтобы добиться от зрителя сострадания или ужаса, запретных приемов не существует. К уже очевидной для зрителя развязке действие тянется мучительно и неотвратимо, как казнь. А вы должны сидеть и смотреть, мысленно выпрашивая у сценариста хэппи-энд. Главный инструмент эмоциональной пытки зрителя – актер Антон Ельчин, обладатель трогательного и беззащитного взгляда всеми брошенного хоббита Фродо. Кстати, наш человек в Голливуде (родился в Санкт-Петербурге и вскоре был увезен родителями в США).
Сам по себе «Альфа дог» не добавляет ничего принципиально нового к жанру криминальной драмы о безжалостных порядках в стайке юных начинающих бандитов. Но то, ради чего стоит смотреть фильм – это редкое количество отличных актерских работ. Начиная с Шерон Стоун, сменившей амплуа секс-бомбы на образ страдающей матери, и заканчивая страшным и натуральным до последней гримасы психом в исполнении Бена Фостера (актер готовился к роли, общаясь с настоящими наркоманами). Если вы готовы сделать над собой усилие и начать воспринимать серьезно человека, распевавшего сладкие песни в составе бойз-бэнда N’SYNC, то настоящим открытием может стать Джастин Тимберлейк, неожиданно оказавшийся весьма убедительным и выкладывающимся на полную катушку актером.
Именно работа актеров обеспечивает реализм фильма – потный, мясной, плотный. Все молодые актеры безупречно достоверны в образах медленно думающей, но быстро действующей, фанатично преданной вожаку шпаны. С истерическим надрывом и карикатурным мачизмом, выражающимся в ежеминутно декларируемой гомофобии.
Пожалуй, не стоит идти в кинотеатр, если вы не в настроении смотреть фильм с эмоционально тяжелыми сценами (наивный взгляд Антона Ельчина может неожиданно задеть за живое даже циников) и лошадиной дозой пессимизма. Здесь преступление совершается на глазах 38 свидетелей, из которых только один вспомнил о существовании полиции. И за всем этим с выражением фальшивого сочувствия наблюдает телевидение, жадно всасывающее истории насилия и отчаяния.
Не сказать, что «Альфа дог» – это шедевр, но в категорию круто замешанных, запоминающихся фильмов он попадает. Фильм слегка провисает между разными аудиториями: поклонникам фильмов такого рода он может показаться чересчур сентиментальным и мейнстримовым, другие зрители, наоборот, найдут его чересчур жестоким и откровенным. С другой стороны, это можно назвать и золотой серединой.
Елена Полякова, специально для НГС.РЕЛАКС