29 июля в одном из заводских корпусов на ул. Фабричной, где располагался завод «Химпласт», выпускавший полиэтиленовые крышки, пленку и изоленту, от ветхости рухнула стена. Кирпичи, засыпавшие проезжую часть, повредили автомобиль, но водитель от претензий отказался. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выехал на место ЧП, чтобы разобраться, что же разрушилось на территории завода и как промышленный аппендикс Новосибирска, как иногда называют ул. Фабричная, может измениться в будущем.
29 июля в 13:45 рухнула стена полуразрушенного корпуса ОАО «Химпласт», который находится по адресу ул. Фабричная, 10б. В этом месте уже около 3 месяцев идет снос старых заводских корпусов, и стена, предположительно не выдержав вибрации от работающих строительных машин, рухнула в сторону проезжей части. К счастью, до проезжей части от полуразрушенного здания было метров 10 плюс деревянный забор. Поэтому серьезных последствий удалось избежать — на проезжую часть вылетело несколько кирпичей. По сообщению пресс-службы ГУ МВД по НСО, пострадавших нет.
У «шестерки» была поцарапана дверь и трещины на стекле», — сообщил корреспонденту НГС.НОВОСТИ участковый пункта полиции № 2 Андрей Васильев, выезжавший на место ЧП. Замначальника отдела полиции по охране общественного порядка Железнодорожного района Алексей Беляев уточнил, что владелец автомобиля обратился к ним с заявлением, но юристы «Химпласта» предложили возместить ущерб, и претензии владелец «шестерки» тут же снял.
Улица Фабричная известна своей промышленной специализацией. Здесь почти нет жилых зданий (кроме как в самом ее начале и в конце) — почти вся она занята различными фирмами и организациями. Магазинов продуктов питания, а также каких-либо кафе и баров на Фабричке нет — незачем. Из крупных компаний: макаронная фабрика (бренд «Луканинъ»), помещения «Новосибхлеба», Речпорт, «Рембыттехника». А также остановленный завод «Химпласт», который не только производил продукцию из полиэтилена — пленку, крышки, изоленту, но и работал на оборонку. «Говорят, здесь делали снаряды», — поведал корреспонденту НГС.НОВОСТИ сторож заводской территории. В этом районе задолго до официального года рождения Новосибирска появился Кривощековский выселок.
Писатель и краевед Игорь Маранин считает, что место рождения города было именно здесь, а случилось это лет за 20 до официальной даты — 1893 года.
Здесь же была и первая торговая лавочка — по сути, первый магазин города. А еще при царе Николае II началось развитие приречной территории в виде промышленной зоны. «На месте химзавода был знаменитый сад «Сосновка» — один из любимейших садов горожан, он соперничал с «Альгамброй» (сад, который был на месте площади Кондратюка. — И.К.). А в начале 20-х тут проводили судебные процессы и осудили на смертную казнь барона Унгерна. Тут же находилась и фабрика Луканина — знаменитое здание промышленной архитектуры, где сейчас расположена макаронная фабрика», — рассказал Игорь Маранин.
Член правления новосибирского отделения Союза архитекторов РФ Игорь Поповский уточнил, что свое детство он прожил именно в этих местах и, по его мнению, часть здоровья оставил тут же: «Во время войны сюда перевезли «Химпласт». Он находился с подветренной стороны центральной части города и постоянно его заражал — 4 ПДК фенола делал. Еще в 50-х годах обсуждалось, что завод надо вынести за пределы города. Лично я школьником наблюдал так называемый «лисий хвост» — выброс стелющегося желто-оранжевого тумана, который уходил в сторону железной дороги… Я извиняюсь, конечно, может, это будет обидно для работников «Химпласта», но то, что он умер, — и слава богу». Исполнительный директор ГК «ЖелДорЭкспедиция» по Новосибирскому региону Вадим Таркаев считает, что
как логистическая и промышленная зона эта часть города до сих пор актуальна, но если отказаться от использования Фабричной в промышленном плане, это серьезно разгрузит город от грузового транспорта.
По мнению же Поповского, если это место и приводить в порядок, строить, например, жилье, то обработку придется проводить серьезную — вывозить большой слой грунта и брать санитарные пробы. «На сегодня, считаю, эта территория с точки зрения промышленной зоны малоэффективна. Тяжелым фурам въезжать сюда долго и тяжело, особенно зимой — со стороны порта высокий подъем. Тут можно сделать очень неплохое развитие территории, но необходимо, чтобы все собственники договорились. Лучше было бы постепенно переходить на развитие жилья с хорошей инфраструктурой и элитной зоной отдыха», — рассуждает архитектор. Президент компании «СтройМастер» Евгений Коновалов согласен, что эту территорию стоит развивать как жилую: «Парки, детские площадки, парковки… Если там появятся жилые дома — это будет не самое плохое место. Но все будет, конечно, зависеть от экономических реалий».
Реалии на сегодняшний день таковы, что особого интереса эта территория у девелоперов не вызывает. Это подтвердили и в мэрии. Земля здесь почти вся частная — принадлежит множеству компаний и фирм.
Вероятность постройки тут жилья муниципалитет не видит — нет инфраструктуры (детских садов и школ), есть проблемные дома, которые пришлось бы расселять, что инвесторы не очень любят. Да и транспортные заторы — как со стороны Октябрьского моста, так и со стороны Димитровского — не делают это место презентабельным. «Речпорт когда выйдет с этой территории — тоже пока непонятно: у нас опять пошли полноводные года, поэтому вроде они как воспряли духом… Так что сама эта территория рассматривается по Генплану как общественно-деловая зона. Пока без уточнения — с возможным жильем или без него. Но преимущественно тут предполагается специализированная застройка. А диктовать мы в данном случае ничего не можем…
Из развития сейчас здесь происходит только строительство «Леруа Мерлен». А так никакого инвестиционного ажиотажа здесь просто нет. Для них (девелоперов. — И.К.) это анклавная территория, которая неинтересна…
Вот «Леруа» заработает, может, после этого начнется какое-то движение», — говорит замначальника главного управления архитектуры и градостроительства мэрии Сергей Новокшенов.
В российском представительстве французской компании Leroy Merlin — торговой сети «Леруа Мерлен», специализирующейся на продаже товаров для ремонта и строительства, на вопрос, почему они решили построить магазин в промышленной зоне, ответили кратко: «Место расположения магазина соответствует стратегии развития «Леруа Мерлен» в городе. Открытие будет осенью».
Что же касается кардинальной смены имиджа Фабрички, по мнению Поповского, это возможно — мировые примеры есть. Например, резко изменившаяся территория старых лондонских доков, куда сначала провели метро, а потом возвели там элитное жилье. «Бывшие промтерритории сегодня в Европе очень востребованы. Из них делают элитные пространства — музеи, жилье. Это сейчас хороший тренд… Но Новосибирск не имеет таких бюджетных оборотов. Беда заключается и в том, что экономические агенты не могут между собой договориться. Поскольку они живут в деградированно-умирающем пространстве, поэтому к этой территории они относятся как к помойке — вытащить из нее по максимуму», — грустно заметил Поповский.
Илья Калинин
Фото Александра Ощепкова (1), автора (2)