Часто ли вы на работе занимаетесь вещами, далекими от профессиональных обязанностей? Треп в мессенджерах, флирт в социальных сетях, просмотр сомнительных сайтов… Прежде чем в очередной раз заняться чем-то подобным, вспомните, что каждое ваше действие за рабочим компьютером у работодателя как на ладони — специализированные программные комплексы сегодня позволяют контролировать любые действия персонала за офисными компьютерами. Специалисты столичной компании «Атом Безопасность» рассказали корреспонденту НГС.РАБОТА, как работают такие системы и объяснили, законна ли подобная слежка.
Каждый шаг под контролем
Собственники малого или среднего бизнеса хотят знать, чем занимаются на рабочем месте их сотрудники, почему не выполняется план или не сдается вовремя проект. Гендиректор «Атом Безопасность» Дмитрий Кандыбович называет разработанный его компанией продукт «киберполицейским», и считает, что с помощью таких программ работодатель может контролировать все действия своих подчиненных, которые они совершают за клавиатурой.
Система включает в себя программу-«агент», которую устанавливают на рабочие компьютеры сотрудников, и административную консоль, с помощью которой руководитель или офицер службы безопасности может удаленно наблюдать, чем заняты подчиненные.
В несколько кликов работодатель может получить информацию, какие файлы и куда отправлял сотрудник, с кем переписывался и что обсуждал, какие сайты посещал и с какой периодичностью. Отдельно контролируется поиск и отслеживается работа с файлами, отправленными на принтер или флешки.
По словам Дмитрия Кандыбовича, все процессы руководитель может контролировать и блокировать как по «черному» и «белому» спискам, так и в режиме онлайн. «Увидели, что человек занят «косынкой», тут же хлопнули это дело, и все, — добавляет он, — контролируете и видите свои слабые места, и кто паршивая овца в этом стаде».
Регионы просыпаются
Как рассказал руководитель отдела продаж «Атом Безопасности» Дмитрий Абалмасов, идея создания системы StaffCop возникла в 2004 году. Один директор пожаловался своим друзьям программистам, что его сотрудники работают неэффективно, а инструментов контроля нет вообще. Плюс ко всему периодически происходит утечка баз данных с клиентурой. Возникла необходимость учитывать, как минимум, приход работников на работу и уход и те файлы, которые они уносят с работы. С этого все и началось. Первый продукт выпустили в 2006 году, и основным рынком продаж стала Москва, где давно применялись инструменты неконкурентной борьбы — сливы, откаты, подкуп сотрудников или внедрение своих в чужую среду для получения коммерческой или конфиденциальной информации. По словам г-на Абалмасова, системы контроля применяют как небольшие ИП, так и крупные предприятия — банки, страховые компании, производственные холдинги, гиганты нефтяного сектора. «Продукт подходит для любого размера бизнеса и для любой сферы. В регионах системы контроля начинают использовать только сейчас», — сетует собеседник. По его словам, среди новосибирских компаний, использующих программу слежения, преимущественно мелкие организации численностью до 50 человек. Крупные компании только созревают для этого стратегического решения.
«Увольняют только тех, кого ловят на воровстве и откатах»
Эффективность программы слежения Дмитрий Кандыбович в первую очередь проверил на себе. «Через неделю после установки на своем личном компьютере я сделал отчет. Он поверг меня в шок. Я увидел масштаб проблемы. В целом 30% рабочего времени у меня уходило на откровенную чушь. После этого я перестал общаться в «Одноклассниках» вообще. С «аськой» та же история. Отказался. Остался лишь скайп с деловой перепиской. Во «ВКонтакте» выхожу из дома пару раз в неделю», — признается собеседник.
После установки программы на предприятии разработчики вместе с руководством анализируют результаты. По словам Дмитрия Кандыбовича, увольняют немного — только тех, кого ловят на воровстве и откатах. При этом положительные отзывы есть не только от руководителей, но и от самих работников. «После блокировки соцсетей растет производительность, что отражается на зарплате и премиях.
Вместо «Одноклассников» и «ВКонтакте» они начинают читать профессиональную литературу, повышать свои знания и навыки.
И работодатели видят — если человек знает, что его контролируют, то он будет работать», — делится своими впечатлениями г-н Кандыбович.
Рабочий компьютер только для работы
Контроль информации регулируют разные законы. Конституция и уголовный кодекс защищают тайну переписки и неприкосновенность личной жизни. Закон о коммерческой тайне и Трудовой кодекс отстаивают бизнес-интересы работодателей. Дмитрий Кандыбович напомнил, что в ТК сказано, что весь рабочий инвентарь вы должны использовать исключительно для работы, и вся информация на рабочем компьютере принадлежит работодателю. Он вправе ее контролировать.
«Вы не имеете права использовать рабочий компьютер в личных целях, и работодатель не несет никакой ответственности за вашу переписку с любовницами, попавшую в рабочую сеть», — подчеркивает эксперт.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, разработчики советуют работодателям, планирующим внедрять данный софт, подготовить нормативную документацию, где прописать, что средства производства — это собственность предприятия, что использовать его можно в рабочее время исключительно в рабочем русле. А в трудовом договоре включить строчку о том, что сотрудник оповещен о контролирующей программе и согласен с ним.
Фото Стаса Соколова