Культура Достоевский на языке танца: скоро в Новосибирск приедет знаменитый психологический балет из Петербурга

Достоевский на языке танца: скоро в Новосибирск приедет знаменитый психологический балет из Петербурга

Гастроли пройдут с 14 по 17 апреля в НОВАТе

Балет «Анна Каренина» в постановке Бориса Эйфмана
Источник:

В Новосибирск приезжает с гастролями Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана, известный во всем мире как Балет Эйфмана. Критика называет его «психологическим русским балетом», а самого хореографа — одним из ведущих хореографов мира и потрясающим театральным волшебником.

Что это означает? Например, что в репертуаре академического театра вы не увидите ни одного классического балета и вообще ни одного спектакля, не созданного специально для этой труппы.

В балетной вселенной Эйфмана все балеты — оригинальные, они поставлены по собственным либретто, большинство которых написано на основе классической литературы — от Льва Толстого до Фицджеральда. При этом Эйфман не пересказывает сюжет классики или философские идеи, заложенные в ней. Ему интересно передавать собственные эмоции и мысли, рождающиеся при соприкосновении с бессмертными шедеврами. Иными словами — открывать неизвестное в известном, предлагать зрителю принципиально новые способы прочтения хрестоматийных произведений. И в этом отношении выразительный и исследовательский потенциал языка танца безграничен.

Сам Эйфман называет свое творчество «единственным в мире психологическим балетом».

«В XX веке апологеты modern dance и абстрактной пластики стремились придать танцу полную эстетическую автономность. При этом они, по сути, уничтожили связи, объединявшие балет и театральное искусство как таковое. Мы хотим восстановить утраченное единство. Наша труппа создает не просто успешный хореографический репертуар, а русский психологический балетный театр XXI века», — объяснял Борис Эйфман в одном из интервью.

Первооснова балета — это эмоции, считает Эйфман, а то, что видит зритель его спектаклей, — это синтез танца и литературы.

«Публика приходит на спектакли за тем, что невозможно увидеть по телевизору, в интернете. За эмоциональным потрясением, которое может вызвать только движение человеческого тела, за особой энергией, посылаемой в зрительный зал. Все это дает наше искусство. Мы проповедуем психологический балет, которым сейчас в мире практически никто не занимается», — утверждает хореограф-философ в интервью изданию «Известия».

Балет Эйфмана существует 44 года — в советское время самого хореографа называли балетным диссидентом, а его постановки — порнографией, тем не менее чиновники от культуры позволяли театру гастролировать по миру — и успех был просто ошеломляющим.

В Новосибирск Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана привозит два спектакля: «Анну Каренину» и «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».

«Анна Каренина» в трактовке Эйфмана — драма, в которой конфликт между «основным инстинктом» и материнской любовью просто не может не привести к трагическому финалу. Все второстепенные линии убраны, углы рокового треугольника «Анна — Вронский — Каренин» кровоточат, это не танцевальная иллюстрация сюжета, а его переосмысление. Игрушечный паровозик Сережи, сына Анны, бегущий по кольцевой дороге в прологе, — как обещание трагической развязки и метафора жизни, бесконечно мчащейся по кругу, а паровоз, появляющийся в финале, — страшная людская махина, в которой гибнет героиня.

Источник:

Это настоящий драматический театр, как во всех спектаклях Эйфмана, труппа не просто танцует — артисты живут на сцене страстями персонажей. Этот балет — не пересказ классики, он о сегодняшнем дне, считает хореограф. Балет поставлен на музыку из небалетных произведений Чайковского — симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта», симфоний и сюит.

Источник:

Второй спектакль, который смогут увидеть зрители НОВАТа, — «По ту сторону греха». Это пластическое прочтение романа Достоевского «Братья Карамазовы», современная переработка Эйфмановского спектакля «Братья Карамазовы» 1995 года.

Сам Борис Эйфман говорит о нем так: «На протяжении двух десятилетий наблюдая за ходом новейшей истории нашей страны, я не переставал убеждаться в вечной актуальности этого произведения, ставшего духовным завещанием писателя. Расширяя возможности языка тела как средства познания внутреннего мира человека, мы представляем свое видение основных идей романа.

1 из 2
Источник:

Спектакль «По ту сторону греха» не только развивает традиции психологического балетного искусства, но и стремится выполнить другую, не менее сложную творческую задачу — создать пластический эквивалент гениально раскрытой Достоевским темы мучительного бремени разрушительных страстей, дурной порочной наследственности.

Источник:

Балет «По ту сторону греха» — попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев.

Источник:

В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры — размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире».

Источник:

«Большие гастроли» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в Новосибирске организованы ФГБУК «Росконцерт» по поручению Министерства культуры РФ. Они состоятся с 14 по 17 апреля 2021 года.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», Новосибирск, Красный проспект, 36. ОГРН: 1025402487626.

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления