В Новосибирск приезжает с гастролями Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана, известный во всем мире как Балет Эйфмана. Критика называет его «психологическим русским балетом», а самого хореографа — одним из ведущих хореографов мира и потрясающим театральным волшебником.
Что это означает? Например, что в репертуаре академического театра вы не увидите ни одного классического балета и вообще ни одного спектакля, не созданного специально для этой труппы.
В балетной вселенной Эйфмана все балеты — оригинальные, они поставлены по собственным либретто, большинство которых написано на основе классической литературы — от Льва Толстого до Фицджеральда. При этом Эйфман не пересказывает сюжет классики или философские идеи, заложенные в ней. Ему интересно передавать собственные эмоции и мысли, рождающиеся при соприкосновении с бессмертными шедеврами. Иными словами — открывать неизвестное в известном, предлагать зрителю принципиально новые способы прочтения хрестоматийных произведений. И в этом отношении выразительный и исследовательский потенциал языка танца безграничен.
Сам Эйфман называет свое творчество «единственным в мире психологическим балетом».
«В XX веке апологеты modern dance и абстрактной пластики стремились придать танцу полную эстетическую автономность. При этом они, по сути, уничтожили связи, объединявшие балет и театральное искусство как таковое. Мы хотим восстановить утраченное единство. Наша труппа создает не просто успешный хореографический репертуар, а русский психологический балетный театр XXI века», — объяснял Борис Эйфман в одном из интервью.
Первооснова балета — это эмоции, считает Эйфман, а то, что видит зритель его спектаклей, — это синтез танца и литературы.
«Публика приходит на спектакли за тем, что невозможно увидеть по телевизору, в интернете. За эмоциональным потрясением, которое может вызвать только движение человеческого тела, за особой энергией, посылаемой в зрительный зал. Все это дает наше искусство. Мы проповедуем психологический балет, которым сейчас в мире практически никто не занимается», — утверждает хореограф-философ в интервью изданию «Известия».
Балет Эйфмана существует 44 года — в советское время самого хореографа называли балетным диссидентом, а его постановки — порнографией, тем не менее чиновники от культуры позволяли театру гастролировать по миру — и успех был просто ошеломляющим.
В Новосибирск Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана привозит два спектакля: «Анну Каренину» и «По ту сторону греха» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
«Анна Каренина» в трактовке Эйфмана — драма, в которой конфликт между «основным инстинктом» и материнской любовью просто не может не привести к трагическому финалу. Все второстепенные линии убраны, углы рокового треугольника «Анна — Вронский — Каренин» кровоточат, это не танцевальная иллюстрация сюжета, а его переосмысление. Игрушечный паровозик Сережи, сына Анны, бегущий по кольцевой дороге в прологе, — как обещание трагической развязки и метафора жизни, бесконечно мчащейся по кругу, а паровоз, появляющийся в финале, — страшная людская махина, в которой гибнет героиня.
Это настоящий драматический театр, как во всех спектаклях Эйфмана, труппа не просто танцует — артисты живут на сцене страстями персонажей. Этот балет — не пересказ классики, он о сегодняшнем дне, считает хореограф. Балет поставлен на музыку из небалетных произведений Чайковского — симфонических фантазий «Франческа да Римини» и «Буря», симфонической баллады «Воевода», увертюр-фантазий «Гамлет», «Ромео и Джульетта», симфоний и сюит.
Второй спектакль, который смогут увидеть зрители НОВАТа, — «По ту сторону греха». Это пластическое прочтение романа Достоевского «Братья Карамазовы», современная переработка Эйфмановского спектакля «Братья Карамазовы» 1995 года.
Сам Борис Эйфман говорит о нем так: «На протяжении двух десятилетий наблюдая за ходом новейшей истории нашей страны, я не переставал убеждаться в вечной актуальности этого произведения, ставшего духовным завещанием писателя. Расширяя возможности языка тела как средства познания внутреннего мира человека, мы представляем свое видение основных идей романа.
Спектакль «По ту сторону греха» не только развивает традиции психологического балетного искусства, но и стремится выполнить другую, не менее сложную творческую задачу — создать пластический эквивалент гениально раскрытой Достоевским темы мучительного бремени разрушительных страстей, дурной порочной наследственности.
Балет «По ту сторону греха» — попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется». Принципиально отказавшись от переноса на балетную сцену ряда сюжетных линий романа, я сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души главных героев.
В «Братьях Карамазовых» звучит важнейшая идея: если Бога нет, то «все дозволено». Современная эпоха могла бы быть исчерпывающе описана с помощью иных слов: «И Бог есть, и все дозволено». Именно поэтому настало время вновь обратиться к вопросам, терзавшим Достоевского и его персонажей. Поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, власть порока над человеком, природа подлинной веры — размышляя на эти темы, никто не вправе надеяться на постижение абсолютной истины. Но, затрагивая их, мы шаг за шагом приближаемся к обретению самих себя в несовершенном меняющемся мире».
«Большие гастроли» Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в Новосибирске организованы ФГБУК «Росконцерт» по поручению Министерства культуры РФ. Они состоятся с 14 по 17 апреля 2021 года.
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новосибирский государственный академический театр оперы и балета», Новосибирск, Красный проспект, 36. ОГРН: 1025402487626.