НГС продолжает знакомить читателей с архивными фильмами о Новосибирске в рубрике «Город на плёнке». На этот раз мы не смогли пройти мимо сюжета о знаменитом скрипаче Вадиме Репине. Получасовой телефильм рассказывает о шестикласснике Вадике, его доме, концертах, игрушках и учителях. Заглянуть в детство знаменитого артиста стоит хотя бы ради того, чтобы оценить, сколько труда музыканты вкладывают в каждую ноту. Но и без профессиональных секретов здесь есть чему удивиться — оказывается, в детстве новосибирский виртуоз был смешливым и пытливым ребёнком, который любил играть в крестики-нолики и собирать машинки.
Документальный фильм «Вадим Репин» вышел в 1984 году на студии «Новосибирсктелефильм». Автор картины — Сергей Кручинин, режиссёр — Вадим Гнедков, оператор — Петр Сиднев. Получасовая картина рассказывает о буднях будущего маэстро: в кадре двенадцатилетний музыкант готовится к выступлению в Риге, где должен сыграть концерт для скрипки с оркестром № 2 Тихона Хренникова.
Диктор объясняет, что Вадик репетирует по 6–7 часов в день.
А в середине фильма мы видим, как много нюансов ему ещё нужно учесть перед выходом на сцену: его педагог (и тоже великий скрипач) Захар Брон то и дело поправляет каждую мелочь, которая человеку, далёкому от мира музыки, показалась бы незаметной и несущественной.
Картина начинается со съёмки скрипки — диктор читает договор, по которому Государственная коллекция предоставила матери Вадима Репина Галине Георгиевне инструмент работы мастера Страдивари под инвентарным номером 98. На скрипке Страдивари Репин играет и сегодня. «Около трёх лет я заметила, что он начал увлекаться музыкальными игрушками. Вскоре он стал подбирать знакомые мелодии на баяне. Я повела его в музыкальную школу, стал заниматься», — рассказала мама маэстро.
Уже в те годы журналисты признавали гениальность скрипача, а в день концерта билетов на его исполнение уже не оставалось. Тем забавнее выглядят его детские мальчишеские манеры. В рижском аэропорту Вадика интересует не толпа именитых встречающих, а стоящая тут же «Волга-24».
На переменах в спецшколе при Новосибирской консерватории шестиклассник Репин развлекает соседок по парте.
«Вот, смотрите, девчонки, как надо ходить — надо по чёртовому кругу ходить», — рекомендует он одноклассницам во время игры в крестики-нолики. Девочки смеются.
В журнале у Вадика — тройки и четверки, преподавательница русского языка ругает его у доски за «излишества» в написании заглавной «п» (слишком много завитков). На уроках он зевает и выводит буквы не слишком красиво.
Настоящая работа начинается в консерватории — на занятиях у Захара Брона. Почти треть фильма он объясняет Репину, как играть: «Нет, нет, это грубо… Во втором такте восьмушки не было опять. Однобоко и квадратно, сам подумай, чтобы это было без гриппозного вируса и неквадратно, пожалуйста!» — учит он юного скрипача. Репин старается.
В Риге мальчик из Сибири играет второй скрипичный концерт Тихона Хренникова, который он выучил за 10 дней в присутствии автора. Концерт очень сложный, и композитор даже подумывал сменить его на первый, который Вадик играл уже год. Но вундеркинд, конечно, справляется.
«Я должен сказать, что это исполнение было изумительным. Вадик — это удивительное явление в нашей культуре и музыкальной жизни»
Каким был город, в котором начинал карьеру знаменитый скрипач, смотрите в материале рубрики «Город на плёнке» про Новосибирск восьмидесятых.
Видео с каналов youtube.com/channel/UCwtIFHfh-KafOHHc7dIzgdw (1) и youtube.com/channel/UCx8Hvu3edWIwQhQZVvMT9aQ (2)