
Машинист, бизнесмен, грабитель, убийца — всё это Геннадий Шпет
Рассказами о кровожадности новосибирских ОПГ в 90-е мало кого можно удивить, но была одна, которая не вписывалась в традиционные истории о «ленинских», «первомайских», «рожковских» и т. д. Банда Геннадия Шпета в течение нескольких лет держала в страхе торговцев с «гусинобродской барахолки». Разбойники с большой дороги (это не преувеличение) каждый раз после налёта успешно уходили от сыщиков, практически не оставляя следов, но оставляя трупы. Всё изменила жадность, которая, как говорится, «губит фраера». Корреспондент НГС Павел Тиунов окунулся в криминальное краеведение и восстановил хронологию событий.
Это ограбление, дамы и господа!
Апрель 1997 года. Рейсовый «Икарус» везёт челноков из Белова на очередной закуп на Гусинобродскую барахолку. Так в то время предприимчивые граждане зарабатывают на безбедную жизнь: покупают товары в Новосибирске подешевле и перепродают в Кемеровской области подороже.
Коммерсанты везут с собой сумки с наличными — банковские переводы физлицам на тот момент доступны только в отделениях. Проехали Плотниково. До города остаётся около 30 километров.
«Где-то километров 50 едем и видим: вдали промелькнул маячок, мигает. Я говорю: „Володь, милиция впереди“», — рассказывал журналистам «Криминальной России» второй водитель Григорий Дворецкий.
На обочине белая «Волга», рядом несколько человек в синем милицейском камуфляже и в масках. Один из них выходит на дорогу, инспекторским жезлом приказывает остановиться. Пройдя в салон, самый рослый из «милиционеров» показывает пассажирам револьвер и гранату: ограбление.

В салоне автобуса на момент ограбления находились 25 коммерсантов
Автобус уводят на километр в сторону от трассы. Челнокам приказано бросать в открытую сумку наличные и украшения, причём налётчики брезгуют серебром, требуя только золото. Одной из женщин главарь угрожает отрезать уши и выпустить кишки, если она не расстанется с дорогими сердцу серьгами.
Добычу грабителей позже оценили в 25 миллионов рублей. Налётчики скрылись на той самой «Волге», которую оперативники потом обнаружили на улице Ударной в Ленинском районе брошенной, а её хозяина — убитым.
Милиционеры отпечатков пальцев в автобусе не нашли. В распоряжении сыщиков оказались только весьма смутные приметы главаря: рост 180–185 сантиметров, спортивного телосложения, голос — чёткий, громкий, командный, серые почти прозрачные глаза. Эти глаза вспоминали почти все жертвы ограблений.
Кровавый бизнес
Нападения на коммерсантов после налёта на «Икарус» потом посыпались как из рога изобилия. Через две недели в Дзержинском районе Новосибирска двое в масках подкараулили предпринимательницу с Гусинобродской барахолки Лилию Минакову, которая собиралась на закупку товара в Москву и вышла из подъезда, готовая ехать в аэропорт. На защиту женщины бросился её брат, вооружённый газовым пистолетом, завязалась перестрелка, но разбойникам всё же удалось завладеть сумкой с деньгами.
Позже в Болотном налётчики ворвались в частный дом и заставили хозяина отдать деньги от продажи только что проданного автомобиля. Для устрашения один из них пальнул в телевизор.
Затем — Тогучин. Там потерпевшая отдала разбойникам 7 миллионов рублей и коллекцию старинных монет. Преступники застрелили собаку.
Все три ограбления объединили серые пронзительные глаза главаря и пули, выпущенные, как выяснили эксперты, из одного и того же ствола.

Банда сразу убивала коммерсантов, которые вздумали им сопротивляться
Утвердившись в своей безнаказанности, налётчики будто раздвинули свои моральные границы или вовсе их стёрли. В подъезде дома на улице Добролюбова, 251 грабители застрелили коммерсанта, посмевшего оказать им сопротивление: встретив в лестничном пролёте людей в масках, бизнесмен швырнул в них коробки, которые нёс в руках, и попытался забежать в квартиру, но получил несколько пуль в спину.
В селе Балта Мошковского района преступники устроили целый разбойничий рейд: сначала ограбили местную предпринимательницу, забрав у неё деньги, золото и видеомагнитофон, а затем почти в упор расстреляли другого коммерсанта, добыв таким образом мужскую норковую шапку-формовку и женский головной убор из чернобурки.
Сыщики также записали на счёт банды убийства бизнесмена Владимира Ардышева на улице Бродского и супругов Марины и Александра Альбрехт на Беловежской.
Объединив преступления по общим признакам, следователи пришли к выводу, что информация о лакомых коммерсантах грабителям утекает с Гусинобродской барахолки. На рынке усилили оперативную работу, но её результатов пришлось подождать.
Чудаковатый подельник
В 1998 году на какое-то время банда ушла в тень: убийства прекратились, будто налётчики почувствовали рядом с собой оперативников. В это время сыщики отметили другую серию разбойных нападений, менее продуманных и более эксцентричных. Неизвестный грабитель в черной маске звёзд с неба не хватал: нападал на придорожные киоски, автозаправки, сельские магазины.
Однажды при ограблении был ранен сотрудник АЗС. Сыщики предположили, что налётчик может быть связан с бандой убийц, усилили патрулирование после очередного разбоя и задержали нападавшего.
Им оказался 23-летний Александр Козодой — деревенский парень со справкой о «лёгкой степени дебильности», который решил зарабатывать на жизнь кражами, угонами и грабежами. У него в сумке милиционеры нашли черную маску и револьвер, в конструктивных особенностях которого эксперты обнаружили след руки мастера, вооружившего убийцу коммерсантов.

Александр Козодой, как впоследствии выяснилось, откололся от основной банды, но своих подельников не сдал
Александр Козодой не подходил под описание главаря банды разбойников, да и глаза у него были не серые. Он выдержал все допросы и никого не сдал. Ниточка, которая, казалось, вот-вот выведет сыщиков на бандитов, оборвалась.
Затем последовала новая серия вооруженных налётов. На улице Воинской братья Теймуровы дали вооружённый отпор банде грабителей, которые готовились ворваться в их частный дом. В многоэтажке на улице Высоцкого был застрелен предприниматель Иван Оприш, готовый ехать за товаром в Москву. Параллельно бандиты немного сместили фокус своих преступлений, уделяя внимание и время торговцам наркотиками.
Жадный оружейник и разговорчивый торговец
Анализируя новую серию ограблений и убийств, сыщики заметили, что оружие налётчики сменили: появился глушитель. Но для экспертов было очевидно, что оружие прошло через руки одного и того же мастера. В Новосибирске подняли почти всю милицию: силовики отрабатывали уличные банды, притоны и скупщиков краденого.
Упорная работа принесла плоды: сыщики задержали членов молодежной группировки, промышлявшей уличными грабежами, у которых изъяли револьвер. По результатам экспертизы вышло, что именно из его ствола были выпущены большинство пуль в коммерсантов.

Главарь банды не любил менять оружие
Шпана откровенно опешила, когда им рассказали о криминальной истории револьвера, и наотрез отказалась признавать вину в серии убийств. Парни рассказали, что приобрели ствол недавно и даже не успели опробовать его в деле. Недолго думая, они сдали сыщикам оружейника.
Им оказался некто Виктор Никитин 1939 года рождения. На тот момент он уже сидел в изоляторе по обвинению в изготовлении оружия. Он признал, что револьвер — его рук дело, и рассказал следователям занимательную историю.
На протяжении долгого времени к нему повадился ходить высокий крепкий мужчина с пронзительно серыми почти прозрачными глазами. Представился Василием, покупал оружие. Незадолго до задержания Василий принёс ранее купленный револьвер и попросил его уничтожить, а ему сделать «такой же, но другой». Виктор Никитин решил, что добру пропадать не стоит, и вместо того, чтобы уничтожить револьвер, переделал его.
«Револьвер был разборный. Мастер отделил ствол, выточил новый, поставил и благополучно отдал Василию. Старый ствол он не стал выбрасывать, а поставил на новый экземпляр револьвера, и когда к нему обратились другие люди, он с удовольствием его продал», — рассказывал старший следователь прокуратуры Юрий Пузанов.

По пулям экспертам удалось установить связь между преступлениями
Новая ниточка, казалось, вывела сыщиков на след главаря кровожадной банды. Но как найти Василия, который назвался очевидно не своим именем, в мегаполисе? Внезапно возникшая надежда на раскрытие таяла буквально на глазах.
Помощь пришла откуда не ждали. Оперативная работа на Гусинобродской барахолке дала первый и, как оказалось, самый ощутимый результат: информатор сообщил оперативникам, что один из местных предпринимателей Геннадий Шпет активно интересовался покупкой оружия, и в результате его свели с вышеупомянутым Виктором Никитиным. Назвал адрес коммерсанта.
Перелопатив за два года огромное количество информации, в том числе ложной, сыщики на удачу уже не рассчитывали. Данные отправились проверять втроём: следователь, оперативник и участковый. Дверь в квартиру им открыл высокий крепкий мужчина с голым торсом и пронзительными серыми глазами.
Геннадий поначалу недоумевал, почему к нему пришли из-за задолженности налоговой в 500 рублей — он полагал, что иных причин визита силовиков быть не могло. Обыск расставил всё по своим местам: в квартире предпринимателя были обнаружены револьверы, гранаты, черные маски, милицейская форма и радиостанции. Коммерсант поначалу всё отрицал, но под тяжестью улик сдался. На руках у сыщиков оказались признательные показания в семи убийствах, четырёх покушениях и 45 разбоях.
Машинист, предприниматель, убийца
Геннадий Шпет родился в Кемерове в 1959 году. Окончив школу и ПТУ, он ушёл служить в армию, долг Родине отдал на ядерном полигоне в Семипалатинске. В 1990 году перебрался в Новосибирск, где устроился работать машинистом электровоза.
Он всегда мечтал о красивой жизни, поэтому в 1994 году оставил работу железнодорожником и переквалифицировался в бизнесмены — отправился на Гусинобродскую барахолку. Геннадий Шпет хотел играть по-крупному и решил перепродавать кожаные куртки, но довольно скоро оказался должен большую сумму денег, которую ему решительно неоткуда было взять.

Геннадий Шпет в суде вёл себя вызывающе
Боясь расправы, Шпет сколотил банду, в которую вошли его знакомые по челночному бизнесу и упомянутый выше Александр Козодой. Первой их крупной вылазкой считают нападение на рейсовый «Икарус» под селом Плотниково, ради которой они застрелили хозяина остановленной на дороге белой «Волги». Дальше разбои и убийства пошли как по накатанной.
Сыщики отмечали, что в банде была строгая дисциплина: никакого алкоголя и наркотиков. Сам Геннадий Шпет был завсегдатаем спортзалов. Параллельно с мускулами он прокачивал и мозги: читал детективы, смотрел криминальные фильмы, но не для того, чтобы развлечься, а для тщательного планирования преступлений. Сыщики выяснили, что все убийства совершил лично Геннадий Шпет.
«Что для него характерно — это полное пренебрежение к тем людям, в отношении которых он совершал преступления. По его словам, родился он в тюрьме, его мать отбывала наказание когда-то там. Говорил, что не надеется на то, что ему удастся умереть на свободе», — рассказывал старший следователь прокуратуры Юрий Пузанов.
19 октября 2001 года Новосибирский областной суд приговорил Геннадия Шпета к пожизненному лишению свободы. Его сообщникам — Олегу Чернявскому, Александру Козодою, Виталию Акуличу, Евгению Кудиенко — суд назначил сроки от 10 до 23 лет лишения свободы.
Геннадий Шпет отбывает наказание в колонии для пожизненно приговоренных «Чёрный дельфин».
Истории других новосибирских ОПГ редакция НГС собирает в специальной рубрике «Банды Новосибирска», где уже опубликованы эксклюзивные раритетные фото и видео образца 90-х годов.




















