Бизнес Экономика Слились в один бак

Слились в один бак

Теряющие клиентов новосибирские АЗС ушли под бренды «Лукойла» и «Роснефти», чтобы потеснить «Газпромнефть», — где они берут бензин, тщательно скрывается

Малоизвестные новосибирские АЗС меняют вывески на известные бренды. Однако вопреки ожиданиям автомобилистов основные конкуренты «Газпромнефти» — «Лукойл» и «Роснефть» не спешат идти в регион и строить собственные АЗС, а привлекают для этого партнеров. В результате все остаются в выигрыше: нефтяные гиганты с минимальными усилиями развивают региональные сети собственных АЗС, а их партнеры получают возможность заработать. За счет чего новым игрокам удается продавать свой бензин и как они выживают на монопольном рынке — в материале НГС.БИЗНЕС.

Число АЗС сети «Беркут» за год увеличилось почти в 3 раза — с 5 до 14 штук, рассказал НГС.БИЗНЕС гендиректор сети Михаил Сенчук. Раскрывать подробности и причины быстрого роста своей сети он не стал, указав лишь, что таким образом оптимизирует свой бизнес в кризис. «Где покупали, где в аренду, по-разному», — расплывчато пояснил Сенчук и отметил, что одну собственную АЗС на ул. Кропоткина ему пришлось продать.

По информации руководителя Ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлии Золотовской, под брендом «Беркут» теперь работают АЗС, которые раньше назывались «Магистраль» и «Трансервис». По информации одного из участников рынка, обе эти сети работают с «Беркутом» по франшизе.

«Связано это с выживанием. Эти переговоры [о слиянии] нефтетрейдеры ведут фактически с 2010 года — все понимают, что противостоять ВИНКам (вертикально интегрированным нефтяным компаниям — «Роснефть», «Газпром», «Лукойл» и пр. — Н.Г.) в одиночку фактически невозможно: ты не можешь рекламироваться, реконструироваться, делать крупные закупки топлива. Понятно, что

объясняет Золотовская. В результате, по словам эксперта, у мелких игроков есть два варианта для выживания — сдавать АЗС в аренду или брать франшизу у «Роснефти» или «Лукойла», так как «Газпромнефть» по франшизе не работает. «Те, кто посильнее, пытаются консолидироваться с ВИНКами, а те, кто послабее и кого ВИНКи не берут, пытаются консолидироваться на местном уровне — просто уходить под известный бренд», — добавляет Юлия Золотовская.

Кроме резкого увеличения числа АЗС под названием «Беркут» в Новосибирске растет и сеть под известным брендом «Лукойл». По телефону ООО «АЗС-Люкс» (4 АЗС с названием «Лукойл») сообщили, что реализуют топливо от компании «Лукойл» — его возят из другого места. «Поставщик "Лукойл" реализует свой товар только на АЗС "Лукойл"», — заверила представительница компании. Под брендом «Лукойл» в справочнике 2ГИС числятся еще 12 АЗС — это другой франчайзи известного бренда. Всего на сайте «Лукойла» в Новосибирской области 23 АЗС под брендом «Лукойл». По информации участников рынка, в регионе одновременно работают 3 франчайзи «Лукойла». В компании «Лукойл» письменный запрос НГС.БИЗНЕС оставили без ответа.

Работа региональной компании — ООО «Юнигаз», развивающей сеть АЗС «Лукойл», — уже заинтересовала антимонопольную службу, правда, не в Новосибирске, а в Омске.

В отношении «Юнигаза» возбуждено дело по признакам нарушения закона «О рекламе». Поводом для разбирательства послужило обращение местного жителя, который указал, что реклама «лукойловских» АЗС, в которой говорится, что сеть реализует только продукцию компании «Лукойл» и поставки осуществляются непосредственно с НПЗ группы «Лукойл», не соответствует действительности. Причина этого в том, что «Юнигаз» продает топливо и других производителей. В ходе разбирательства по запросу УФАС «Газпромнефть-Региональные продажи» представила информацию о том, что ООО «Юнигаз» действительно приобретало у нее бензины, произведенные на «Газпромнефть-Омский НПЗ», говорится на сайте ведомства.

Все нефтетрейдеры в НСО торгуют топливом именно с Омского НПЗ, так как возить c других заводов просто нерентабельно,

объясняет Золотовская. «Нам кроме Ачинска (Ачинский НПЗ в Красноярском крае, принадлежит «Роснефти». — Н.Г.) и Омска привезти топливо невозможно больше ни с какого завода, цена для нашего региона не проходная. Этой зимой из Ачинска шел дизель, иногда бензины приходят, но это нестабильная ситуация. "Роснефть" — это такое предприятие, которое не закрывает потребности даже собственной сети с учетом того, что они много продают на экспорт, соответственно они покупают у "Газпрома"», — рассуждает эксперт.

Слова Золотовской подтверждает владелец одной из новосибирских независимых сетей АЗС: «После того как "Роснефть" купила "Юкос" и Ачинский завод стал принадлежать "Роснефти", то практически поставки прекратились, так как им самим не хватает на регион». А причины использования известного бренда конкурентами он связывает с желанием заработать за счет введения потребителей в заблуждение: «Люди думают, что это "Лукойл", они и дороже торгуют. Думают, например, что они торгуют пермским бензином, а то, что он также торгует омским бензином, не все же знают».

Компания «Роснефть» в ответ на вопрос, откуда берется топливо на АЗС, которые работают под брендом компании в Новосибирске, заверила, что поставки идут с Ачинского НПЗ. В пресс-службе нефтегиганта сообщили, что сейчас у «Роснефти» 7 АЗС в Новосибирске. «Выход на рынок автомобильных топлив региона был осуществлен путем привлечения партнера, у которого "Роснефть" арендовала АЗС. Данный новый формат развития дает возможность существенно снизить сроки расширения сети и одновременно повысить рентабельность продаж. Обеспечение АЗС топливом собственного производства, единые стандарты операционной деятельности компании позволяют гарантировать контроль качества реализуемого на АЗС "Роснефть" топлива в регионе», — говорится в ответе компании.

Правда, сейчас, со слов Юлии Золотовской, сети АЗС все чаще покупают ГСМ на бирже:

топливо в НСО поступает не только из Омска, но его доля не превышает 20 % в общем обороте.

Владелец АЗС «Беркут» Михаил Сенчук признался, что торговать бензином сейчас действительно выгоднее как раз благодаря покупкам на бирже. Свою выгоду Сенчук оценил в 10–15 %. Торговля топливом идет на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, однако нефтяные гиганты и там диктуют свои правила игры. «ВИНКи там сами создают ситуации, когда независимый нефтрейдер не может купить там топливо, как бы ему этого ни хотелось. Суть в чем: работают боты-роботы, и когда предложение выставлено, а через несколько секунд уже закрыта эта котировка, — ну понятно, что сами выпустили лот и сами же его купили», — рассказывает Золотовская. Еще одна сложность — намеренное предложение слишком больших партий, которые региональный оператор просто не может осилить.



Настя Гринёва
Фото Dangubic (Essentials/iStock)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
202
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Черное или Красное? Туристка сравнила отдых в Анапе и Египте
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Знакомства
Объявления