Бизнес Экономика Миллионеры из «ВКонтакте»

Миллионеры из «ВКонтакте»

Новосибирцы научились зарабатывать неплохие деньги на страницах в соцсетях — юристы сомневаются в законности такой практики

Самое популярное новосибирское сообщество в социальной сети «ВКонтакте» — группа «Новосибирская служба эвакуации АСТ-54» — получило себе в подписчики каждого 10-го новосибирца — более 166 тыс. человек. Главный конкурент этого паблика — группа «Типичный Новосибирск» со 147 тыс. подписчиков — буквально дышит лидеру в затылок. На чем зарабатывают популярные новосибирские группы и странички «ВКонтакте», почему их способ заработка вызывает вопросы у экспертов и о каком доходе идет речь — выяснил корреспондент НГС.БИЗНЕС.

Популярные группы в социальной сети «ВКонтакте» уже давно обогнали по размеру привлеченной аудитории телеканалы и радиостанции. Новосибирск — не исключение. По данным статистического агрегатора allsocial.ru, самыми популярными новосибирскими пабликами (по количеству подписчиков) являются страницы региональных сообществ «Новосибирская служба эвакуации АСТ-54» и «Типичный Новосибирск». Третье место с 52 тыс. подписчиков занимает паблик «Новосибирск [official page]», за которым следуют группы бара «Гадкий Койот» и ТЦ «Аура».

«Все крупные новосибирские паблики «ВКонтакте» можно условно разделить на две большие категории, — рассказывает гендиректор коммуникационного агентства «АГТ-Сибирь» Егор Егошин. — Первая — это группы каких-то известных компаний, типа «Ауры» или «МЕГИ», вторая — это самостоятельные новостные или развлекательные страницы. Первые существуют для того, чтобы поддерживать бизнес в оффлайне, вторые — как самостоятельные бизнес-единицы, которые агрегируют большую аудиторию и дают к ней доступ рекламодателям». Управляющий партнер маркетингового агентства Inmar Relations Владимир Косых добавил, что часто один человек или группа лиц владеют сразу несколькими группами «ВКонтакте», продавая доступ ко всем из них.

Время создателей популярных пабликов, судя по стоимости «доступа к аудитории», стоит недешево. К примеру, в прайс-листе сообщества «Типичный Новосибирск» указано, что 1 репост записи обойдется рекламодателю в 1500 руб., раскрутка мероприятия — 2000 руб., размещение ссылки в блоке на страничке — 5000 руб. в месяц. У более популярного «АСТ-54» цены повыше: 3900 руб. за публикацию в ленте, 5900 — за один день в «шапке» сообщества, 8500 — за размещение ссылки. В сообществах поменьше цены соответственно ниже — около 500 руб. за репост записи или публикацию рекламной новости. Оплату за услугу крупные паблики принимают на банковские счета, группы поменьше берут Яндекс.Деньги или просят пополнить баланс мобильного телефона.

Даже крупные новосибирские компании не брезгуют размещением рекламы в пабликах. Однако эффект от такой рекламы в последнее время падает, отметили в PR-службе «Сибирских Сетей». «За год своей социальной активности мы можем сказать, что заметно изменились ценовая политика, качество постов и ожидания подписчиков, — рассказали в пресс-службе компании. — Цены растут, количество пабликов увеличивается быстрее, чем ценная информации в них, а аудитория начинает пресыщаться обилием рекламного контекста и хочет подписываться на действительно интересные новости».

Владельцы и администраторы популярных пабликов неохотно рассказывают о своих доходах. Посчитать их своими силами нам не удалось: рекламные сообщения чаще всего удаляются через сутки после появления. Виталий Полищук отказался озвучивать данные о доходах сообщества. Администратор нескольких популярных новосибирских пабликов (самый большой — «Отдам/обменяю/продам — объявления Новосибирск», более 35 тыс. подписчиков) Павел Фролов заявил, что доходы — «это информация, закрытая для всех». Администратор «Типичного Новосибирска», зарегистрированный «ВКонтакте» под именем Владимир Городецкий, ответил, что второй по популярности паблик «не имеет доходов, средства, получаемые с продвижения, идут на подарки подписчикам и в два приюта для бездомных животных». На условиях анонимности

владельцы пабликов и эксперты предположили: два лидирующих сообщества приносят своим хозяевам не меньше 200 тыс. руб. в месяц каждому, сообщества поменьше дают доход на уровне 15–20 тыс. руб. в месяц. Но самые большие деньги приносит продажа популярных групп. К примеру, прошлогоднюю сделку по продаже паблика «Типичный Новосибирск» двое участников рынка оценили примерно в 600 тыс. руб.

О создании собственного рекламного паблика задумывались и известные PR-компании. К примеру, в агентстве «АГТ-Сибирь» даже разрабатывали бизнес-план такого проекта. «Когда написали бизнес-план, то поняли, что вложения в него несоразмерны ожидаемым рекламным доходам. Это все-таки не бизнес, а, скорее, самозанятость для молодежи», — считает Егор Егошин.

Нежелание раскрывать сумму доходов юристы объясняют просто: большинство создателей популярных страниц «ВКонтакте» ведут свою деятельность незаконно. «Если ты берешь деньги за оказание рекламных услуг, ты должен быть соответствующим образом зарегистрирован как предприниматель или предприятие, — знает управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» Виталий Ветров. —

Если ты продаешь и размещаешь рекламу без регистрации — это состав преступления, «Незаконное предпринимательство», ст. 171 УК РФ. И второй состав тут идет прицепом — 199-я статья УК РФ «Уклонение от уплаты налогов».

По словам юриста, владельцам пабликов, которые ведут деятельность неофициально, тюремные сроки не грозят, но возможные штрафы и судимость — неприятный риск. «Легализовать свою деятельность компании могут за 1–2 недели, сейчас это просто и быстро», — добавляет г-н Ветров. Среди других рисков, с которыми могут столкнуться владельцы сообществ в соцсетях, эксперты указывают на высокую вероятность «заспамить» группу рекламой, после чего администрация соцсети может ее заблокировать.

Владелец одного из крупных российских пабликов «ВКонтакте» утверждает, что самое главное при создании группы «ВКонтакте» — это идея: «Есть идея — и деньги не нужны, она сама будет продавать». «Все эти паблики про типичные города, типа «Типичного Новосибирска», — это сетевой проект, вложения там большие не нужны, он сам собой раскрутится, — говорит эксперт. — Если ты нашел какую-то тему, начал ее развивать, умеешь веселить аудиторию, то у тебя все получится, по этому принципу работает «Лепра», «Злой школьник» и прочие паблики».



Кирилл Маковеев

Фото thinkstockphotos.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Форумы
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Новогодний вайб был совсем близко»: НГС посмотрел новые «Ёлки» за неделю до премьеры — чего ждать от продолжения франшизы
Анна Скок
Корреспондент
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления