На этой неделе компания «Холидей» закрыла свой супермаркет «Турне» в торгово-развлекательном комплексе «Континент», обещая заменить его магазином другого формата. Это уже третья смена вывески этого арендатора. О том, как к такому непостоянству относится сам «Континент» и чем пришлось пожертвовать управляющей компании этой сети ТРК, чтобы пережить кризис, корреспонденту НГС.БИЗНЕС рассказала директор сети торгово-развлекательных центров «Континент» Наталья Патрина.
Справка: Группа компаний «Континент» управляет тремя одноименными торгово-развлекательными комплексами (на ул. Ипподромской, Гусинобродском шоссе и ул. Троллейной) общей площадью свыше 50 тыс. кв. метров.
«Холидей» вновь порадовал вас своими новыми инициативами? Вы не жалеете вообще, что связались с этой сетью?
Наши отношения с компанией «Холидеей» имеют давнюю историю. Изначально в двух первых «Континентах» работали наши собственные супермаркеты «Солнечные продукты». Но в какой-то момент поступило очень интересное предложение от компании «Холидей» о покупке, и учредители компании приняли решение продать эти магазины. С точки зрения бизнеса это был естественный шаг, но качество предложения, которое получили наши посетители с появлением в «Континентах» стандартных супермаркетов «Холидея», как мне кажется, снизилось.
Поэтому когда мы открывали третий ТРК на Троллейной, то заранее договорились с кемеровской «Корой», формат которой очень интересен. Но в связи со слиянием этих двух компаний «уйти» от «Холидея» нам все равно не удалось. А тут грянул кризис и супермаркет с дорогими импортными товарами стал не актуален. Судя по всему, «Холидей» и сам не удовлетворен работой «Турне» — их площади были существенно сокращены, высвободившееся помещения компания сдала в аренду. А в «Континенте» на Троллейной, там, где изначально планировалось разместить фабрику-кухню «Холидей» (она должна была снабжать магазин свежими полуфабрикатами и готовыми блюдами), открыл дискаунтер «Холди». Сейчас на месте закрытого на реконструкцию «Турне» на Гусинобродском шоссе (ГБШ) должен появиться дискаунтер «Холди Плюс». «Холидей» обещает в нем поддерживать самые низкие в городе цены на основные позиции. Посмотрим, что из этого получится.
Как обстоят сейчас дела в «Континентах» в целом?
Ситуация стабилизировалась и улучшается. Хуже всего было примерно год назад, как раз в разгар кризиса. Тогда мы потеряли много арендаторов, и чтобы сохранить торговые центры, нам пришлось пойти на серьезные уступки. Доходы от аренды тогда снизились по сравнению с докризисным на 40 %. Кроме того, мы были вынуждены отступить временно от собственной концепции — стали сдавать площади маленькими (до 20 кв. метров) лотами. В результате арендаторов стало больше, а денег все равно меньше.
С точки зрения теории управления торговыми центрами это был, может быть, и неправильный шаг. Но у нас не было выбора — нам просто приходилось иметь дело не только с теми, кого мы хотели бы видеть у себя, а с любыми предпринимателями, способными платить за аренду. Но мы понимали, что это кризис, который нужно как-то пережить. При этом мы понимали, что есть граница, за которую мы не можем переходить. У нас не было ни одного арендатора, который стоял бы у нас за коммунальные платежи (в острый период кризиса такое случалось). Сейчас ситуация нормализуется, и мы уже можем себе позволить выбирать. Сегодня у нас практически нет пустых помещений, и если они высвобождаются, то мы довольно быстро находим замену.
Изменилось ли что-то после продажи кинотеатров питерской сети «Кронверк»?
Ситуация, безусловно, улучшилась. Начал «Кронверк», конечно, с невысоких показателей. Но у них есть все новинки, а главное, они вовремя платят арендные платежи. Единственной претензией к этой компании могла быть на первом этапе разве что их низкая маркетинговая активность. За то время, пока кинотеатры были закрыты, публика успела привыкнуть, что кино здесь больше не показывают. И нужно потратить немало сил и времени, чтобы вновь до них достучаться.
Но сейчас мы ими довольны. Они стали активней себя продвигать. Готовы идти на скидки — например, в понедельник и среду у них дешевые билеты и посещаемость оказывается сопоставимой с выходными. Народ на это идет. Уверена, у этих кинотеатров есть будущее.
Как обстоят дела с остальным наследием прежнего владельца — «АртСайнс Синема Дистрибьюшн»?
Мультимедийный центр «Трансфорс» перешел к нам по договору купли-продажи. Компания «АССД» таким образом рассчиталась с нами за долги по арендной плате. Он у нас работает, но нельзя сказать, что мы очень довольны. Очень многое приходится переделывать и исправлять, у прежних владельцев были ошибки в формате — он очень большой для этого района (250 посадочных мест), — позиционировании, маркетинге и т.д. Сейчас «Трансфорс» очень успешно работает в формате спорт-бара и интерактивного ресторана. Там хорошо смотреть спортивные трансляции. Например, когда проходили отборочные матчи чемпионата по футболу зал, был заполнен. Сейчас ждем Олимпиады.
Есть ли какие-то положительные изменения в составе арендаторов ТЦ, которые стали результатом кризиса?
Очень хорошо были встречены бильярдные, которые открылись у нас в прошлом году. Оказалось, что этот вид отдыха очень популярен — нам даже пришлось существенно расширить наш зал на Троллейной, сейчас там порядка 500 кв. метров.
Поняв, что ресторанные арендаторы не в состоянии выполнять условия договоров аренды, мы создали собственное направление общепита. Сейчас у нас уже работают две кофейни на ГБШ и Троллейной и две точки на фуд-корте. И должна заметить, что показатели этих заведений оказались даже выше, чем результаты работы сетевых точек, которые были там раньше. Так что это направление мы будем развивать. На будущей неделе у нас откроются еще две точки в торговом центре на ГБШ.
Для многих предпринимателей в кризис обострилась проблема возврата долгов. Есть ли у вас безнадежные дебиторы?
С большинством удалось договориться, но с некоторыми пришлось решать вопрос в суде. Вообще, торговым комплексам в плане борьбы с «дебиторкой» проще. Большинство владельцев недвижимости закладывают в договоры условия, по которым оборудование или товарные запасы выступают в качестве обеспечения. Мы, по крайне мере, именно так и поступаем.
Каких новых арендаторов вам сегодня хотелось бы видеть у себя?
Мы с удовольствием разместили бы небольшой (300–400 кв. метров) магазин товаров для дома с хорошим ассортиментом и невысокими ценами. Такого у нас нет. Есть потребность в небольших сервисных услугах. Например, у нас есть только одна химчистка (и она нормально работает). Неплохо было бы открыть еще одну парикмахерскую — в ТЦ на Ипподромской.
Нам в принципе хотелось бы видеть у себя услуги (мелкий ремонт, починка и т.д.). У нас был такой оператор «Секундочка» — они работали на хорошем оборудовании, их точки хорошо выглядели. Но они свернули свою деятельность в Новосибирске.
Вообще, варианты могут быть самыми разными. В «Континенте» на Троллейной, например, у нас прекрасно работает автосервис с отдельным въездом. Думаю, что очень неплохо бы чувствовала себя рядом с «Континентом» хорошая автомойка: оставил машину, пошел в ТЦ, вернулся с покупками, а машина уже чистая.
Стас Соколов
Фото автора