В Новосибирске открылся крупный логистический парк класса А «Мегалоджикс-Новосибирск». Для хранения и обработки товаров розничных сетей и производителей появились 121 тысяча квадратных метров складских площадей и собственная железнодорожная ветка. Инвесторы строительства обещают, что нагрузка на Петухова, где расположился новый логопарк, не увеличится — благодаря расширению улицы. Подробности проекта корреспондент НГС.БИЗНЕС обсуждала с генеральным директором группы компаний «Авалон» Алексеем Гущей.
Справка: Инвесторами проекта «Мегалоджикс» являются группа компаний «Авалон» и британский инвестиционный фонд Raven Russia Holdings, финансирующие строительство сети складов класса А на территории России и СНГ. Группа компаний «Авалон» — российская инвестиционная группа, диверсифицированная по направлениям деятельности, включая девелопмент, контрактную логистику (хранение, обработка и транспортировка грузов), информационные технологии (разработка программных продуктов в области логистики), дистрибуцию потребительских товаров, управление брендами и промышленное производство. Работает на рынках стран СНГ с 1991 года и имеет развитую сеть филиалов и отделений в более чем 35 городах.
Когда логопарк будет сдан окончательно? С какими компаниями уже заключены договоры аренды и кто присоединится еще? Это локальные или зарубежные арендаторы?
Окончательная сдача объекта намечена на 31 марта. На сегодня 27 000 кв. м снимает «Авалон Лоджистикс», имена остальных арендаторов я не вправе раскрывать. Сейчас идут переговоры, и в случае их успешного завершения будет сдана вся площадь. Наибольший интерес проявляют транснациональные корпорации.
Какие товарные группы будут храниться в «Мегалоджиксе»?
Наш склад универсальный — здесь будут храниться продукты питания и промышленные товары. Потенциально на складе может находиться все что угодно, даже запчасти. Если нужно арендатору, мы можем сделать склад для заморозки — у нас есть соответствующие энергетические мощности для установки специального оборудования. Но, конечно, мы не собираемся хранить полезные ископаемые и металлоконструкции. «Авалон Лоджистикс» занимается поставками чая, кофе, табачных изделий, прохладительных напитков, жевательной резинки, этот ряд можно долго продолжать, поскольку компания входит в пятерку крупнейших операторов России и работает со всеми видами грузов.
Какова арендная ставка и будет ли она меняться в ближайшее время?
В предкризисный период она колебалась от 125 до 130 долларов за квадратный метр в год. Как будут складываться события сейчас — вопрос умных переговоров арендодателя и арендатора.
По оценкам разных аналитиков, количество складских площадей в Новосибирске вполне удовлетворяет спрос: есть «Евросиб», в Толмачево сдается «Евразия Логистик». Из-за новых площадей и конкуренции произойдет ли снижение цен?
На самом деле, до кризиса в Новосибирске наблюдался такой дефицит складских площадей, что их невозможно было найти, что в свою очередь резко повышало стоимость аренды. В некоторые периоды времени размер аренды был выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Сегодня ситуация иная, но она не продиктована наличием лишних складских площадей, а связана с общеэкономическим кризисом. Существующая складская инфраструктура построена в 1960-е годы и устарела и морально, и материально.
Но мы рассматриваем ситуацию в развитии и считаем, что спрос будет и устойчивый. Он и сейчас есть, это видно по тому, как идут переговоры с арендаторами.
Что отличает склад класса А? Расскажите о характеристиках «Мегалоджикс».
Есть конкретные параметры, которые относят склад к той или иной категории. В первую очередь это высота чистого хранения. В «Мегалоджиксе» уровни хранения — 12 м, что должны выдерживать полы — 6 тонн нагрузки на квадратный метр. Обеспеченность погрузо-разгрузочными доками должна быть не менее одного на 1000 квадратных метров — это дает возможность поддерживать определенную скорость обслуживания. Системы пожаротушения, энергообеспечения и отопления должны соответствовать уровню, а система телекоммуникаций позволяет включить склад в проводящую товарную сеть со штаб-квартирой в любой географической точке.
Оператор и в Гамбурге, и в Пекине будет видеть все происходящие в Новосибирске процессы.
Есть еще ряд технологических вещей, связанных с качеством строительных материалов. Мы прошли очень строгую экологическую экспертизу: оценивались и применяемые материалы, и транспортный поток, и то, каким образом осуществляется эксплуатация транспортных средств. Наличие офисных площадей позволяет компаниям вести операции в одном месте, а в мезонинной зоне можно упаковывать товары для конечного потребителя.
Вашим соинвестором выступает иностранная компания Raven Russia, финансирующая строительство логопарков «Мегалоджикс» по всей России и странам СНГ. Не рискованно ли инвестировать в российскую недвижимость в период кризиса?
В сфере коммерческой недвижимости наименее подвержен кризисным воздействиям сегмент складской недвижимости. Больше страдают офисная и какие-то сегменты жилой недвижимости. Конечно, на складской недвижимости кризис тоже сказывается, но все же это более безопасный объект для вложения денег.
Но ведь объем грузоперевозок падает…
Грузоперевозки падают, но все базируется на потреблении. Конечно, когда у населения снижаются доходы, потребление тоже снижается. Тем не менее, в определенном объеме оно остается и ниже критической точки опуститься не может в силу необходимости физиологического выживания. Вопрос только в том, куда грузопотоки переместятся. Есть некоторое непонимание на счет того, что склады класса А — это дорогая игрушка. Но если поговорить с любым логистическим оператором, он ответит, что ведение бизнеса здесь дешевле, чем на старых складах. Энергопотребление ниже, количество необходимого персонала ниже, потери по товару или его порче существенно ниже, а эффективность операций выше. В ситуации кризиса на склады класса А поедут, потому что это дешевле.
Сколько и каких машин в день будет проходить по Петухова? Не боитесь создать транспортный коллапс на этом и без того загруженном направлении?
В силу того, что улицу расширили, нагрузка на нее не увеличится. Современный складской комплекс работает как часовой механизм, который предполагает регулярность прихода и ухода машин. И это обеспечивает распределение нагрузки на транспортные артерии.
В основном поток будет приходить сюда в ночное и утреннее время, а в дневное это будет малотоннажный транспорт, развозящий продукцию по предприятиям и в розничные сети.
А так как до 80 % грузов станет поступать по железной дороге, больших машин вы не увидите. Мы провели к логопарку два железнодорожных пути. Они оборудованы стрелками, что позволит выполнять маневрирование прямо на территории логопарка.
Какая сумма была затрачена на частичное финансирование городской программы расширения Петухова?
На расширение Петухова мы выделили 35 миллионов рублей, вторую половину дал город. Из-за зимы расширение еще не завершено, но по весне все работы закончатся.
Елена Сафронова
Фото автора