
Над оформлением модели каждый пилот работает самостоятельно
Играть в машинки после 40 — нормально. В Новосибирске набирает популярность хобби, уже известное в мире, но пока еще новое для региона: RC Drift. Это гонки на радиоуправляемых автомобилях, где каждая модель — точная копия реального авто в масштабе 1:10. Пилоты здесь — не школьники, а взрослые мужчины с семьями и собственными машинами. К моделям предъявляют серьезные требования, а тюнинг обходится в сотни тысяч рублей. Недавно сообщество Bunker 54 сняло помещение, построило трассу и планирует провести первый в Новосибирске, а возможно, и в Сибири турнир. Съемочная группа НГС побывала на треке, чтобы выяснить, во сколько обходится такая «игрушка» и сложно ли управлять «Чайзером», который в десять раз меньше настоящего.
Не детские игры

RC Drift — это эффектные гонки в заносе на радиоуправляемых автомобилях
RC Drift — это направление автомодельного спорта, в котором миниатюрные машины на радиоуправлении скользят боком по гладкому покрытию, в точности имитируя заносы больших автомобилей. Обычно это модели масштаба 1:10, копирующие реальные машины: от японских легенд, вроде Nissan Silvia, до европейских спорткаров, вроде BMW M3.
Изначально радиоуправляемые машины были просто развлечением, но в 2000-е годы в Японии зародилось направление RC Drift, вдохновленное культурой уличных дрифтеров. И что характерно: управляют этими мини-копиями не мальчишки, а взрослые мужчины, многие из которых пробовали силы в настоящем дрифте, но выбрали более безопасную альтернативу.
Модели оснащают электродвигателями, гироскопами для стабилизации, сменными шасси и специальной «slick»-резиной, которую подбирают под покрытие трассы. Здесь всё как у настоящих гонщиков: угол заноса, траектория, подбор шин и настройка подвески. Разница лишь в масштабе и в том, что руки дрожат не от перегрузок, а от концентрации, необходимой для управления юркой, но очень точной машиной.
Игрушка за 300 тысяч

У Александра Килина одна из самых дорогих в Новосибирске моделей: он вложил в нее почти 300 тысяч рублей
В Новосибирске тоже нашлись поклонники этого экзотического автоспорта. Мужчины среднего возраста, у которых есть семьи и настоящие автомобили, собираются несколько раз в неделю, чтобы устроить заезды.
Александру Килину 36 лет. В обычной жизни он владеет собственным СТО, так что с техникой на «ты». Около десяти лет назад он купил небольшую машинку на радиоуправлении и гонял для души в боксе. А год назад узнал о клубе Bunker 54, где такие же энтузиасты собираются не для баловства, а для полноценного дрифта.
«Я пришел, посмотрел, мне понравилось, и я загорелся этим. Мне накидали ссылок, что нужно приобрести, чтобы собрать подходящий по параметрам автомобиль. Через месяц примерно собрал и начал здесь тренироваться», — рассказал Александр Килин.
Сибирские пилоты радиоуправляемых моделей мечтают выйти на межрегиональный уровень
Сегодня у Александра одна из самых продвинутых моделей в сибирском сообществе. В свою копию Nissan Silvia S14 он уже вложил около 300 тысяч рублей.
«Покупается сначала шасси, стоит около 20 тысяч рублей, я брал за 22. Потом ты уже докупаешь на нее всю электрику. Мы считали примерно: со старой аппаратурой это было где-то около 230 тысяч. Сейчас я уже кое-что обновил, это плюс еще 50 тысяч. На сегодняшний день я вложил уже около 300 тысяч», — прикинул Александр.

Прокачка RC-моделей — дело тонкое: в таких автомобилях нужно менять масло, регулировать вес и подбирать соответствующие запчасти
Солидные вложения, по словам гонщиков, оправданы. Каждая модель — это уникальный набор опций, агрегатов и настроек, которые пилот подбирает индивидуально. Учитывается всё: вес автомобиля, балансировка. Нужно даже менять масло.
«Здесь установлен самоблокирующийся дифференциал, как у настоящих авто. Пружины двусоставные спортивные, амортизаторы, которые заправляются маслом. Определенная вязкость масла есть: погуще, пожиже, чтобы отрабатывала все неровности. Здесь всё на достаточно маленьких подшипниках, каждый раз смазывается, обрабатывается, приводные валы имеются. Это достаточно серьезная модель, которая так же требует технического ухода», — пояснил сибиряк.
«Подружить голову и пульт»

Каждая модель — точная копия реального автомобиля в масштабе 1:10
Александр — постоянный участник заездов уже около года. Пока для любителей RC-дрифта это хобби: взрослые мужчины собираются, чтобы дать внутреннему ребенку порезвиться. Машины опытных гонщиков лихо входят в повороты, технично паркуются и виртуозно уворачиваются от столкновений.
«Взять сейчас три модели — у них у всех настройки разные. Мощность, управляемость. Постепенно идешь к улучшению: если раньше база шасси была пластиковая, то потом уже карбон какой-то докупается, что-то вручную допиливается, — рассказал еще один дрифтер Иван Яковлев. — Стартовый набор для дрифта можно взять с рук, в 50 тысяч рублей обойдется. Если самому собирать, самый базовый — ну, где-то 80–85 тысяч рублей».
Ивану 39 лет. Он занимается дрифтом три года и сейчас управляет копией Toyota Chaiser. Сибиряк объяснил, что каждый кузов для RC-дрифта продается прозрачным, «как пластиковая бутылка». Дизайн, окраска, наклейки, дворники, свет фар — всё это дело рук пилота. Некоторые детали печатают на 3D-принтерах.
Собрать эффектную модель — это только полдела. Нужно освоить управление, или, как говорят сами дрифтеры, «подружить пульт и голову». На это уходят месяцы.
«Это спорт, это напряжение, контроль, понимание, что куда крутить. Нужно подружить голову и пульт обязательно. Это равносильно тому, как пилот за рулем автомобиля должен знать свою машину — так же и здесь. Каждый по-разному управляет. Аварии случаются тоже, без этого никак, — рассказал Иван. — Не такие фатальные, как в настоящем дрифте, конечно, но наклейки отлетают. Некоторые кузовы у пилотов проклеены автомобильной бронеплёнкой, чтобы не было царапин. Бывают трещины на корпусе от ударов».
Не только дрифт

Зал для гонок пилоты арендуют за свой счет
Полтора месяца назад новосибирские RC-дрифтеры арендовали под трассу помещение площадью 70 кв. м в одном из торговых центров. Коммунальные платежи и аренда обходятся примерно в 60 тысяч рублей в месяц — участники платят за свой счет, зато теперь у них есть постоянная база, где можно собираться и не разбирать трассу после каждого заезда.
Здесь установлены строгие правила: собираться могут только дрифтеры, а модели должны соответствовать конкретным параметрам. Но новосибирское сообщество любителей радиоуправляемых моделей не ограничивается дрифтом: есть и внедорожники, и грузовики, на которых пилоты гоняют по природным ландшафтам.



Новосибирский блогер Артем Рыжкин пришел в автомодельный спорт в 13 лет, сейчас ему 26. По его словам, первое сообщество в городе образовалось лет 15 назад, но просуществовало недолго. Сейчас увлечение переживает ренессанс, а сибиряки налаживают связи с другими регионами.
«Много кто говорит: „лучше бы настоящую машину купил“ или „это всё детство, не наигрался“. Это столько стоит, что называть ребенком взрослого человека в этом хобби я считаю неправильным. По крайней мере, есть люди, которые уже попробовали себя в дрифте, уже построили все эти „Жигули“, отдали кучу денег, покатались на настоящих машинах по лесу. А теперь приходят сюда, отдыхают после работы раз в неделю — и с новыми силами в бой», — пояснил Артем.

Артем Рыжкин начал заниматься автомодельным спортом в Новосибирске еще 13 лет назад — на заре этого направления в Сибири
В конце октября дрифтеры планируют провести на своей площадке локальные соревнования, а в перспективе мечтают выйти на межрегиональный уровень — в Москве и Петербурге такие турниры проходят с размахом, и конкуренция там очень серьезная.
Эксклюзивные и прокачанные автомобили — это целая культура. И если радиоуправляемые модели еще не стали массовым культом, то редкие и уникальные настоящие авто — предмет поклонения. В Новосибирске много любителей кастомных машин, вкладывающих огромные средства в их тюнинг. Такие автомобили редко встречаются в потоке — это выставочные экземпляры. Например, в сентябре в городе прошел фестиваль, где сибиряки представили свои творения.





















