![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/19/7b/55197b5bfd35c3e07d6072bcdd1088aa/656x440_1:5723_f26bd89f569369cd96bd076c521e1e02@1280x857_0xDeJi33G0_1325099643632407040.jpg.webp)
Всё лучшее в Советском Союзе делалось ради оборонки или полётов в космос, да и полёты в космос — тоже ради неё. Вот и двигатель В-2 был разработан перед войной, став лучшим мотором, сделанным в Советском Союзе. Удивительно, что в модифицированном виде он выпускается до сих пор, и на видео ниже — рассказ о нём.
А чтобы сделать тезисы о его крутости нагляднее, давайте сравним дизель В-2… допустим, с первым мотором V12 Ferrari — так называемым «двигателем Коломбо». Этот мотор, кстати, установили на первые Ferrari, участвовавшие в «Формуле-1».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/73/85/2473853f69b1f2a969499d0ce13a9c9a/656x656_1_12b7d69a307e9c6ffd2752290c3e2064@900x900_0x06xkEetr_5654469113450423202.jpg.webp)
Энцо Феррари любил моторы V12, но до их использования дозрел только в конце 40-х годов. Мотор, разработанный Джоаккино Коломбо, имел угол развала 60 градусов, алюминиевые блоки цилиндров, водяное охлаждение и объём всего 1,5 литра. Поначалу с него снимали 118 л. с. — как с современного четырёхцилиндрового двигателя.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/78/9a/84789a7bd1ac6477fa6ae9d49718ff08/656x438_1_29ec347b08c2df503253e6b4b0678c8e@1280x853_0xQd441FWk_7516171878680235171.jpg.webp)
За пятнадцать лет до этого советские инженеры под руководством молодого Константина Челпана и Якова Вихмана выбрали такую же компоновку для будущего танкового двигателя, и мотивы были отчасти схожи. В гоночном мире маленькие цилиндры позволяют нарастить частоту вращения, а В-2 тоже был быстроходен (по дизельным меркам), раскручиваясь до 2000 об/мин — в несколько раз выше среднего уровня того времени.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fa/dd/32/fadd3261097e238e5d4127485b3d55fb/656x440_1:5723_68392b89bc3d0a21eae28bf4d3490f72@1280x857_0xobQ1x67N_7953688049279789679.jpg.webp)
Конечно, эти моторы существенно отличались: В-2 был дизелем, Ferrari, естественно, использовала бензиновые агрегаты. А объём итальянского движка был вдвое меньше объёма единственного цилиндра В-2.
Но мы сконцентрируемся не на конкретике, а на уровне технологий — чей мотор был круче с инженерной точки зрения?
Покорение алюминия
Джоаккино Коломбо выбрал основным материалом алюминий, ведь спорткару нужен лёгкий мотор. Плюс теплопроводность алюминия выше, что снижает термические нагрузки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/54/b8/a8/54b8a8a55784c89b8e5a1760b014160e/656x492_1_d5261fee3d1f35329ce6f643d8d3d690@1024x768_0xwvpY5sh2_9265392979195404006.jpg.webp)
Похожими соображениями руководствовались инженеры Харьковского паровозостроительного завода, потому что будущий дизель предназначался для лёгких и быстрых танков, этаких спорткаров того времени. А ещё для самолётов, хотя эта идея развития не получила.
Во времена Коломбо изготовление мотора из алюминия казалось естественным, но в начале 30-х в Советском Союзе блоки дизелей предпочитали лить из более прочного чугуна. И дизель В-2 прошёл мучительный период испытаний, на которых алюминиевые блоки попросту трескались и ломались, не выдерживая чудовищных нагрузок. И всё же концепцию довели до ума: двигатели семейства В-2 имеют алюминиевые картеры, блоки цилиндров и головки по сей день, что обеспечивает им сравнительную лёгкость.
Впрочем, когда мы говорим о лёгкости, нужно делать поправку на размер: мотор В-2 весил в районе тонны — это почти вдвое больше, чем масса всего гоночного Ferrari 125 S с установленным на него V12.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e0/fb/fa/e0fbfaaed7c48e841a51ac0a1e4cc828/656x440_1:5723_a2953ffec2ec01ae5aa29aeca7518a1f@1280x857_0xmdZb4ExL_6960245745981074539.jpg.webp)
Меряемся клапанами
Советский дизель В-2 сразу имел по четыре клапана на цилиндр. Первый V12 Ferrari, появившийся на пятнадцать лет позже, обходился двумя клапанами на цилиндр. Собственно, использовать по четыре клапана на цилиндр Ferrari начала уже в 80-х годах. А среди современников дизеля В-2 такое решение было редким даже на спортивных автомобилях — можно вспомнить разве что Mercedes-Benz W125 конца 30-х годов.
Впрыск против карбюратора
Поскольку бензиновые и дизельные моторы существенно отличаются системами питания, проводить параллели сложно, но всё же есть ощущение, что дизель В-2 был смелее. Первые V12 Ferrari использовали обычные для того времени карбюраторы, а у В-2 был прямой впрыск топлива в цилиндры. Вы скажете, что, мол, все дизели имеют впрыск топлива, но современники В-2 использовали «опосредованный» впрыск, когда топливо поступало в вихрекамеру или форкамеру, там смешивалось с воздухом и, воспламеняясь, перетекало в основную камеру сгорания. У дизеля В-2 был прямой впрыск, то есть топливо подавалась сразу в камеру сгорания, очерченную характерной формой поршня, — рискованная технология для того времени.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/b7/28/b5b728a1ae01c044adeec347f8938b2e/656x369_1_4280aca13811c2f59c3d843a93f9bd9d@1280x720_0xSNyfD32H_9561152983157494234.jpg.webp)
Прямой впрыск ухудшает смесеобразование, поэтому первые прототипы В-2 здорово дымили — Греты Тунберг тогда ещё не было, но дымность волновала инженеров, потому что демаскировала танк. Кроме того, воспламенение топлива внутри цилиндра происходило очень жёстко, перегружая детали поршневой группы и снижая ресурс. В общем, добиться надёжной работы такого дизеля значительно сложнее, чем бензинового карбюраторного мотора.
Закон сухого картера
Поскольку гоночные машины ездят с большими перегрузками, некоторые модификации мотора Ferrari использовали систему смазки с сухим картером: масло не плескалось в поддоне, как у обычного двигателя, а сразу откачивалось в специальный бак. Такую же систему смазки использовал дизель В-2 — на уклонах и ухабах в обычном поддоне масло бы постоянно отливало от приёмника.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/b2/56/10b25661f87e0ac3d62ff3470b2c3563/656x438_1_f880a2c1efb6865f4b10f4b99b880499@1280x853_0x03ysWQBg_1021827195751700485.jpg.webp)
Эволюционная красота
Двигатель V12 Ferrari был красив: в развале блока цилиндров располагались карбюраторы c раструбами воздушных патрубков, по наружной стороне блоков шла система выпуска. Похожая компоновка применяется в «Формуле-1» до сих пор.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/c3/8a/11c38a7ad51e574b5200d1e48b3c6685/656x438_1_06011bd344bd04c41db2990df6e550e7@1280x853_0x6YV08xwo_8689302805621161017.jpg.webp)
Но столь же хорош был дизель В-2, и всё в нём располагалось на своих местах: в развале блока находился топливный насос высокого давления и впускные патрубки, снаружи — выпускные коллекторы. На вид такая конструкция очень проста, но эта простота стала следствием эволюции.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/d2/70/32d2709622a79240f282d2615dfb9008/656x440_1:5723_188925fbf4fbf91bb3ff29a1f043e5c1@1280x857_0xmWXGpAgk_2640037604372077718.jpg.webp)
Погоня за лошадями
Для участия в «Формуле-1» двигатель V12 Ferrari форсировали установкой приводных нагнетателей. Дизель В-2 изначально был атмосферным, но его потомки, которые выпускаются до сих пор, получили разные системы наддува.
Например, на модификации В-92 для танков Т-90 используются двойные турбокомпрессоры (мощность — 1000+ л. с.), на версии В-46 — приводной центробежный нагнетатель (мощность — 780 л. с.).
Два выдающихся мотора
Конечно, сравнивать два столь разных мотора сложно, тем более строились они под разные технические задания. Например, удельная форсировка мотора Ferrari достигала 180 лошадиных сил с литра, тогда как у В-2 она была раз в пятнадцать ниже. Но это объясняется скорее спецификой использования, ведь для танкового дизеля важнее тяга, в том числе с низких оборотов, плюс достаточный ресурс, ремонтопригодность и множество других нюансов.
Но если абстрагироваться от деталей, моторы В-2 были столь же технически изощрёнными, как V12 от первых Ferrari, которые участвовали в «Формуле-1». И оба мотора — и В-2, и V12 Ferrari — вошли в историю благодаря победам машин, на которые их ставили. Только одни побеждали в войне, другие — на гоночных трассах.
Иногда в самом деле жаль, что гений советских людей (и их потомков) так редко использовали для создания вещей, доступных простым смертным.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/c1/37/d9c137a03f8b396b4fb1844b1990e0a8/656x438_1_149c36faf8a1ef12a3ce7e1f7ea19acc@2998x2001_0xOjECCVIR_7346425764714695389.jpg.webp)
Кстати, вот те самые плавающие вездеходы «Витязь», которые поражают воображение и размером, и проходимостью.
Если вы любите истинную мощь, вам понравится рассказ о грузовиках размером с трёхэтажный дом.