10 марта 2017 года на сайте «Российской газеты» были опубликованы поправки в КоАП. Поправки состоят из двух частей:
Внесены изменения в статью 12.34 «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений».
Введено наказание за «Невыполнение в установленный срок законного предписания».
Краткий смысл первой части поправок состоит в том, что за ямы на дорогах должностных лиц начнут наказывать строже: штраф повысили в 10 раз – с 2-3 тыс. руб. до 20-30 тыс. руб. На юридических лиц нижнюю планку штрафа снизили, и сейчас штраф составит от 200 до 300 тыс. руб.
Если яма стала причиной ДТП с причинением легкой или средней тяжести вреда здоровью, то должностному лицу грозит штраф до 100 тыс. руб., юридическому лицу – 500 тыс. руб.
Прежде чем говорить о второй части поправок, следует сказать, что с момента принятия КоАП в 2001 году в нем существует статья, которая позволяет по результатам рассмотрения административных дел выносить в адрес должностных и юридических лиц предписания об устранении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению.
Например, обогнал водитель длинномер на двухполосной дороге и не заметил за ним знака «Обгон запрещен». Сколько бы водитель ни бил себя пяткой в грудь, что ничего не знал о знаке, не видел знак и не мог его видеть – лишат прав все равно. Но водитель может ходатайствовать в суде об установке дублирующего знака «Обгон запрещен» с левой стороны дороги, чтобы такие же бедолаги, как и он сам, больше не нарушали ПДД в этом месте. Логично? Да! Только не для должностного лица.
Получая такое предписание, он отправлял его в урну. От таких предписаний – не жарко и не холодно. Наказания-то за 16 лет со дня введения КоАП за невыполнение предписаний не было!
И наконец-то оно появится. Не поставили дублирующий знак? Извольте заплатить 50 тыс. руб. Два раза не поставили знак? Извольте заплатить 100 тыс. руб. Штраф на организации, соответственно, на первый раз – до 200 тыс. руб., на второй раз – до 300 тыс. руб.
Срок вступления поправок в силу – 18 марта 2017 года. Заработает ли закон? Если и заработает, то с большой натяжкой. Почему?
Для того чтобы попасть под ст. 12.34 КоАП, должностное лицо или организация должны нарушить требования какого-нибудь стандарта или свода правил. Например, на ямы это ГОСТ Р 50597-93. Но заковырка в том, что исполнение требований стандартов – дело добровольное. Список стандартов, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения, должен существовать, но его еще только вынесли на общественное обсуждение.
Можно вспомнить про технические регламенты и новые ГОСТы, которые приняты в соответствии с регламентами. Но того же ГОСТ Р 50597-93 в этом списке нет, как нет и стандарта на знаки и разметку – ГОСТ 52289-2004. К техническому регламенту существует список стандартов, выполнение которого ведет к выполнению требований регламента. Но в названии списка присутствует слово «добровольный».
Можно вспомнить о том, что при выполнении договоров для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны выполняться стандарты. Но сначала нужно доказать, что невыполнение стандарта напрямую повлияло на безопасность дорожного движения, например, привело к ДТП. А нет доказательств – нет наказания.
В общем, со стандартами – сплошная чехарда, без четких формулировок. И если раньше небольшие штрафы проще было оплатить, чем судиться, то с новыми запредельными штрафами каждое должностное лицо или организация просто потребуют конкретных ссылок на конкретные законы по обязательному исполнению якобы нарушенных ими ГОСТов, а их нет. Раз нет ссылок, то нет и наказания.
Что касается неисполнения предписаний, то здесь все еще смешнее, так как в КоАП есть норма, которая гласит: если чиновник просил денег на содержание дорог, а ему их не дали, то и наказывать его не за что.
Если вспомнить пример с дублирующим знаком «Обгон запрещен», то нужно понимать, что сам знак и его установка стоят денег. Если деньги выделялись, то знак, может быть, и поставят. А если денег на обустройство дороги не выделили?
Можете сколько угодно писать свои предписания, но попробуйте дословно прочитать ч. 4 ст. 24.5 КоАП, не сломав язык в конце абзаца, и вы поймете: наказать должностное лицо за неисполнение предписания будет сложно.
В заключение следует сказать, что у нас большинство законов принимаются по принципу: давайте проголосуем, а там посмотрим, как они заработают. Если что не так – потом примем поправки. Вы посмотрите, сколько изменений было внесено в КоАП. Это уже не закон – это тришкин кафтан.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель–инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.
Фото: Фото автора