Авто Город Быть ли свидетелем ДТП

Быть ли свидетелем ДТП

В ноябре 2012 года я стал свидетелем последствий лобового ДТП на трассе: подъехал, видимо, минуту или две спустя непосредственно аварии. Машину, шедшую в километре или двух передо мной, закрутило на дороге, она пробила снежный вал посреди трассы и врезалась во встречный автомобиль. Обошлось без пострадавших, кроме разбитых лиц и автомобилей, но все были в шоке, кто-то громко ругался, остальные с трудом сознавали произошедшее. Я вызвал полицию (112) и оставил свой номер участникам аварии.

И вот спустя два года меня вызвали в суд в качестве свидетеля, чтобы я рассказал подробности. Хотя прошло два года, основные моменты все равно остаются в памяти.

В казенном здании с желтой мебелью, где ходят люди в черных мантиях, сидят отчаявшиеся старушки, и эмвэдэшники в зимней амуниции ведут под ручки подозрительных типов, чувствуешь себя, примерно как в травматологии – настороженно. Люди сидят на краешках скамеек, намотав авоськи на руки или прижав к себе папки, и молча ждут чего-то, иногда пускаясь в ненужные объяснения, пересыпанные грозной канцелярщиной. А главное, ты кожей чувствуешь – это для своих ты прозрачный человек, а для местных обитателей еще один потенциальный лжец, так что не жди любезностей.

Меня вызвали довольно быстро, и все длилось минут семь – судья задала несколько вопросов, я ответил как можно детальнее. Тот факт, что свидетелям не нужно высиживать по несколько часов на заседании, меня весьма обрадовал.

Я не первый раз становлюсь очевидцем ДТП и каждый раз стараюсь оставить одной из сторон свой номер телефона. Пригодилось, правда, впервые.

Вообще, у водителей, видевших ДТП, нет обязанности оставлять свои данные, но даже если инцидент мелкий, чисто по-человечески нужно не полениться, притормозить в безопасном месте и попросить одного из участников (или обоих) записать ваш телефон, чтобы затем они сообщили эти данные ГИБДД. Свидетели, внесенные в протокол, особенно ценны.

Инициативу лучше проявить самому, потому что в первые минуты люди находятся в гневе или растерянности и туго соображают. Им кажется, что осмотреть бампер – это гораздо важнее, чем записывать чей-то телефон, хотя на осмотр бампера у них будет еще часа четыре.

Понятно, что ваши показания, скорее всего, принесут пользу одной стороне и навредят второй, потому разумнее оставлять контакты водителю, который, на первый взгляд, невиновен. Помимо прочего, такие действия снижают мотивацию второго участника врать слишком нагло.

Исходя из нынешнего опыта, я понимаю, что невредно сделать несколько снимков, хотя бы для себя. Также можно записать некоторые обстоятельства происшествия, потому что они выветриваются очень быстро: погоду, видимость, состояние дорожного полотна, марки машин, наиболее очевидные повреждения. Понятно, что все это должно фиксироваться сотрудниками ГИБДД и самими участниками, но если вас вызовут в суд, не стоит путаться в элементарных вещах, а именно они забываются быстрее всего.

Вообще, свидетельские обязанности могут оказаться муторными и обременительными. Один наш сотрудник как-то ездил на съемку последствий тяжелого ДТП с несколькими погибшими. Поскольку он имел видеозапись, и это оказалось отражено в протоколе, через пару лет его вызвали в суд: из-за тяжести происшествия дело тянулось очень медленно. Так вот, во-первых, ему пришлось посетить два или три заседания, во-вторых, в какой-то момент он почувствовал себя совсем неуютно, потому что судья задавала одни и те же вопросы, пытаясь поймать на несоответствиях со сказанным им же месяц назад. Ему задавали вопросы, на которые он в принципе не мог ответить, пытались склонить к той или иной точке зрения и чуть ли не подозревали в попытках исказить факты. Тут уместно напомнить, что за дачу ложных показаний и уклонение от дачи показаний предусмотрена уголовная ответственность, о чем накануне суда ты даешь расписку.

В иных случаях, если за дело берется совсем ушлый адвокат, против честного свидетеля могут выставить нескольких подставных и обвинить в даче заведомо ложных показаний.

Я рассказал это для того, чтобы вы отчетливо понимали возможные неудобства свидетельского труда. Понятно, что по мелким ДТП обычно все проходит более гладко, но если есть пострадавшие или погибшие, заинтересованные стороны проявляют большое рвение. На свидетелей могут давить – тоже не исключено.

Поэтому останавливаться или нет, оставлять свои данные или нет – решать вам. Но я все равно думаю, что нужно останавливаться и не скрывать свои контакты, потому что в иных случаях это может спасти кого-то от колонии и драконовских расходов. Что касается рисков и неудобств… Ну, таковы наши реалии.

Тут важно понимать, что расследование ДТП может вестись по-разному. Скажем, видеорегистратор существенно упрощает восстановление картины ДТП, и потребность в свидетелях не так остра. А если его нет? Тогда сотрудники ГИБДД фиксируют расположение транспортных средств, тормозные пути, осыпь стекла, погодные условия, повреждения машин и так далее. Экспертиза затем вычислит некоторые параметры, нужные для установления виновности, скажем, по тормозному пути определяется скорость транспортного средства (естественно, с приличной погрешностью).

Но штука в том, что все эти формальные методы далеко не так универсальны, чтобы полностью заменить свидетельские показания. Во-первых, некоторые моменты вообще нельзя установить расчетным путем – скажем, сигнал светофора, который горел в момент въезда участниками ДТП на перекресток. Во-вторых, даже в расчетных методах зачастую не обойтись без показаний свидетелей: скорость пешеходов или наличие других транспортных средств, закрывающих обзор, может зафиксировать только видеокамера или человек. Даже скорость машин нередко вычисляют по показаниям других участников движения, потому что такая штука как трасологическая экспертиза в России почему-то не в чести, а тормозного пути может быть вообще не видно – скажем, снегом замело. Ну, и, в-третьих, даже сотрудники ГИБДД далеко не всегда скрупулезно отмечают существенные детали ДТП, и свидетельские показания могут привнести ясность. Короче говоря, без очевидцев, по сути, никуда, и чем их больше, тем больше вероятность установить правду.

Отсюда вывод: увидев ДТП, стоит запомнить все существенные детали и обратить внимание на какие-то мелочи, хотя суета вокруг помешает это сделать. Конечно, большинство ДТП скоротечны и случаются внезапно, поэтому очень многие обстоятельства пройдут мимо вашего внимания, но все-таки некоторые нюансы мозг фиксируют сразу и довольно четко. Ваша задача лишь закрепить в памяти или на бумаге то, в чем вы уверены.

Ну, и напоследок: все сказанное не исключает необходимости помочь тем, кто пострадал. Это скользкая тема, потому что первую помощь не умеет оказывать почти никто (я тоже не умею), а правило «Не навреди» тут важно, как никогда. По крайней мере, нужно вызвать помощь, расспросить пострадавшего об ощущениях, остановить кровотечения и сделать хотя бы те процедуры, в которых вы уверены. Тема неисчерпаемая – надо в нее углубиться отдельно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даже ностальгия перестала работать»: журналистка НГС посмотрела новогоднюю комедию о селебах — почему новый фильм ее расстроил
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления