Зима потихоньку сдает свои позиции. Скоро наступит время менять зимнюю резину на летнюю. В связи с этим решил поделиться данными из своей записной книжки, касающиеся темы эксплуатации колес.
Замену резины обычно производят, когда среднесуточная температура проходит порог +5...+7 ºС. Так что менять колеса пока рано.
Если после замены колес вы заметили, что автомобиль ведет вправо или влево, то регулировка развала-схождения обязательна. Зимние колеса чуть больше по наружному диаметру и мягче, чем летние. И если автомобиль на летних колесах уводит в сторону, то это неспроста.
Менять местами правые и левые колеса с ненаправленным протектором не следует. Во-первых, производители автомобилей этого не рекомендуют (гляньте в инструкции), во-вторых, на «притирку» колес уйдет часть высоты протектора, т.е. износ колес будет повышенным, и, в-третьих, не факт что через месяц-другой автомобиль снова не начнет уводить в сторону.
Протектор зимних шин более глубокий, и на каждом из передних колес обязательно нужно замерить глубину протектора справа и слева. Если износ колес неравномерный – на развал-схождение.
Если глубина рисунка протектора на шипованном колесе менее 4 мм или на нем проступили индикаторы износа, то на следующий зимний сезон необходимо будет обзавестись новым комплектом покрышек. Аналогично, если вы не досчитались половины шипов. Заново шиповать резину без толку – в старых гнездах новые шипы долго не продержатся, а эксплуатировать шину без шипов чревато – она для этого не предназначена.
Зимние колеса крайне желательно отмыть, прежде чем положить на хранение до следующей зимы, и обозначить на них где правые, а где левые, если они взаимозаменяемы.
При смене колес не забудьте проверить состояние стоек, толщину тормозных колодок и дисков. И после установки летнего колеса пошатайте его в вертикальной и горизонтальной плоскости. Никаких намеков на стук не должно быть.
Если вы купили новые летние покрышки, то будьте аккуратны. Резина – это органика, которую любят бактерии. И на заводах колеса покрывают специальным защитным составом, который полностью стирается за первые 100 км. На этом пути автомобиль неустойчив, склонен к заносам и сносам. Поэтому любой намек на лихачество –исключен.
После 500 км пробега не помешает проверить балансировку новых колес. После прикатывания она может измениться, и грузики необходимо переставить. Дисбаланс колеса приводит к преждевременному износу ступичных подшипников.
В межсезонье особо проявляется преимущество шипованных колес. Когда на дороге сверху вода, а под ней – лед, альтернативы шипам нет. Много раз собирался покупать «липучки» вместо шипов, но каждый раз, вспоминая весну и осень, брал шипы.
Утверждение, что на сухом асфальте шипы увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость, уходит в прошлое. В настоящее время колеса изначально создаются под шипы, и тормозной путь в первую очередь зависит от конструкции шины, а не от наличия или отсутствия шипов.
Не верите? Приглядитесь к маркировке покрышки и осознайте, с какой скоростью производитель разрешает ездить на шипованных колесах. Ну, и где здесь «плохая управляемость»?
Показания спидометра имеют косвенное отношение к колесам, потому затрону этот вопрос.
Впереди – сезон ремонта дорог. А это – запрет обгонов и снижение скорости на ремонтируемом участке дороги. Когда чудак вползает под знак «Ограничение максимальной скорости» и держит именно указанную скорость, а обогнать его невозможно, то хочется очень много высказать его преподавателю теории в автошколе, потому что не объяснили человеку, что спидометры на автомобилях врут всегда.
Дело в том, что сделать колесо идеальной формы, идеального размера и поддерживать в нем идеальное давление воздуха невозможно. Потому точного считывания скорости с колеса добиться крайне тяжело. Занижение реальной скорости – небезопасно, и, чтобы водители не подавали иски в суд о неверной заниженной скорости автомобилей, за которую их штрафуют, или из-за которой они попали в ДТП, производители предпочитают увеличить показания спидометров.
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 41.39-99 (Правила ЕЭК ООН N39), при испытаниях спидометров «скорость по прибору никогда не должна быть меньше истинной скорости». Если спидометр вашего автомобиля показывает 60 км/ч, то реальная скорость будет лежать в пределах между 51 и 60 км/ч. Соответственно, при 90 км/ч – между 78 и 90 км/ч.
Вы сможете в этом убедиться, если воспользуйтесь показаниями маршрутного компьютера или системы GPS. Например у меня при показаниях спидометра 100 км/ч реальная скорость равна 92 км/ч.
Разрешенная скорость движения вне населенного пункта – 90 км/ч. Чудак ползет по дороге со скоростью немного меньшей – не дай бог нарушить! Итого его реальная скорость может составлять порядка 75 км/ч. Меня лично это не раздражает, но, если здесь обгон запрещен, то за чудаком выстраивается очередь из водителей, которые весьма нервно себя ведут.
А после окончания участка, где обгон запрещен, начинаются гонки. Призываю вас в таких ситуациях проявлять спокойствие!
Надеюсь, что мои записи вам пригодятся.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.