Зимняя дорога становится настоящим испытанием не только для новичков, но порой и для тех, кто считает себя опытным автомобилистом. Ведь именно зимой могут возникнуть ситуации, требующие в первую очередь мгновенной реакции, а уж только потом – теоретических знаний и практического опыта. Несколько полезных советов о том, как не паниковать и что делать для безопасного передвижения на автомобиле в зимний период.
Зимние шины
Зимой автомобиль обязательно должен быть оборудован зимней резиной. Шипованные или на «липучке» – решение водителя. Все зависит от условий эксплуатации. Но ни в коем случае не летняя резина. При низких температурах она становится «дубовой» и не может обеспечить безопасной езды. Также для более простого трогания с места (на льду) необходимо немного снизить давление в шинах. Теперь перейдем к особенностям управления автомобилем зимой. Основное правило, которое нужно запомнить, – управлять автомобилем на льду и заснеженной дороге нужно плавно. Это относится и к обращению с педалями, и к вращению руля, и к работе с коробкой передач. Не газуйте, старайтесь держать газ на минимуме. На скользкой дороге запас тяги вам не понадобится, при резком добавлении оборотов колеса только напрасно будут шлифовать скользкое покрытие, к тому же автомобиль станет хуже слушаться руля. Трогаться с места лучше на второй передаче, кстати, по этому же принципу работает большинство автоматических коробок передач при включении зимнего режима. Для облегчения троганья с места на скользком покрытии можно использовать способ, часто применяемый спортсменами-раллистами, а именно трогаться с затянутым стояночным тормозом, постепенно его отпуская и одновременно добавляя газ – так, как при трогании на уклоне.
Стеклоочистители
Немаловажным фактором при езде в зимний период является незамерзающая жидкость и щетки «дворников». Поэтому перед холодами необходимо проверить состояние бачка омывателя, а также заменить изношенные щетки. Заливайте жидкость омывателя, не замерзающую до -40°C, и положите запасную канистру в багажник.
Аккумулятор
Для запуска в холодную погоду двигателю нужен полностью заряженный аккумулятор. Почистите полюсные штыри, проверьте систему зарядки и ремни. Рекомендуем проверять аккумулятор осенью и весной. Заранее замените старый аккумулятор.
Тормоза
Проверьте тормоза. Они должны обеспечивать плавное торможение. Изменение ощущения при нажатии на педаль, необычный скрип или скрежет могут свидетельствовать о необходимости ремонта.
По возможности применяйте торможение двигателем. Используя тормоз, помните, что замедляться машина будет значительно хуже, чем летом. Выехав из гаража, попробуйте несколько раз затормозить, чтобы понять поведение автомобиля на данной дороге и приспособиться к нему. Если автомобиль не оборудован АБС, то научитесь ее имитировать, применяя прерывистое торможение, попеременно нажимая и отпуская педаль тормоза, не допуская блокировки колес.
Если возник занос, то нужно сразу же, и причем резко, повернуть руль в сторону возникшего заноса, после чего, не дожидаясь реакции машины, повернуть руль в обратную сторону, выравнивая колеса. К сожалению, теоретических знаний тут будет мало, и без тренировок на каком-нибудь безопасном участке дороги навык вывода автомобиля из заноса не усвоить. Если машину закрутило на дороге, то опытные автогонщики рекомендуют сразу же, не раздумывая, нажимать «в пол» сцепление и тормоз. Это поможет остановить вращение и не заглушить двигатель, что, в свою очередь, позволит вам быстро съехать со встречной полосы движения, если вас на нее вынесет.
Свет
Убедитесь, что все лампы светят, а фары правильно отрегулированы.
Скоростной режим
Настроиться на зимнее вождение означает уяснить себе самое главное правило этого времени года: ездить зимой нужно на 10-15 км/час медленнее, чем летом. Дистанция до впереди идущей машины – в два раза длиннее, чем обычно. Ни в коем случае не используйте круиз-контроль на скользкой дороге.