В России если покупают машину, то пятидверный хетч, седан либо кроссовер. Банальщина... Ниже обзор малопопулярных классов, которые рассчитаны на людей, которые точно знают, чего хотят. Чтобы было интереснее, я добавил в оценки толику субъективизма.
Универсалы
Плюсы. Пожалуй, один из моих любимых классов, и дело не в рациональных соображениях. Просто универсалы красивы, и если бы Бог создавал эталон автомобиля, он был непременно таким. Большинство универсалов смотрятся, как результаты длительной эволюции вислозадых седанов и обрубков-хетчей, и в этом смысле они совершенны, как акулы.
И конечно, универсалы практичны: удобство погрузки – как у хетча (или лучше), объем багажника – как у седана (или больше), а иногда в качестве бонуса – растянутая колесная база, которая порой обеспечивает изумительный простор на втором ряду.
Причины низкого спроса. Во многих странах Европы универсал – второй по популярности после хетча тип кузова. Однако в России универсалы не слишком любят, ведь они лишь чуть-чуть дешевле фаворитов публики, кроссоверов. Правда, при одинаковых ценах универсал будет вместительнее паркетника, но поклонение дорожному просвету берет верх. Впрочем, Lada Kalina здорово продавалась в кузове универсал, а на подмогу ей пришел беспрецедентный (правда, неэстетичный) Largus.
Минивэны
Плюсы. Многие минивэны имеют по семь мест. Но даже если салон пятиместный, он гораздо большего объема, чем у легковой машины или кроссовера сравнимых габаритов. Больше воздуха, больше места над головой, удобнее посадка. Минивэны впечатляют возможностями трансформации салона, позволяя сдвигать сиденья или разворачивать. Их задние места больше приспособлены для путешествий: столики, кармашки, розетки – обычно здесь есть масса приятных мелочей. А водителю понравится большая площадь остекления и порой необычное, но удобное расположение рычага коробки передач на «бороде».
Причины низкого спроса. Во всей красе минивэны раскрываются в больших семьях, когда нужно возить двоих взрослых и троих детей одновременно. В России таких семей мало, и зачастую они не имеют достаточно средств: сегодня самый доступный минивэн Chevrolet Orlando стоит от 760 тысяч рублей, хотя отчасти таковым можно считать и Lada Largus (от 405 тысяч в семиместном исполнении). Кроме того, потребительские качества минивэнов часто пересекаются со смежными классами, теми же универсалами, каблучками или кроссоверами. Немаловажен и имидж: в России никогда не было культа семьи, а значит, и культа минивэна.
Пассажирские фургоны
Плюсы. Этот класс напоминает минивэны, но с легким акцентом в пользу грузоперевозок: компактный Citroen Berlingo может перевозить семью, а если демонтировать сиденья – войдет три куба грузов, что раза в полтора больше легкового норматива. Высокая посадка, удобные зеркала, часто – сдвижные задние двери.
Причины низкого спроса. Каблучки – это в первую очередь коммерческие автомобили, и представлены на рынке полудюжиной моделей. В их повадках есть грузовые нотки, они не слишком динамичны, а главная проблема – имидж. Воспоминание об ижевском фургончике еще сильны, чтобы кто-то купил «каблук» без острой нужды. Хотя те, кто покупает осознанно, чаще всего довольны.
Пикапы
Плюсы. Не хотите ли внедорожник по цене кроссовера? Пятиметровый автомобиль за стоимость кроссовера дважды меньшего класса? Пикапы – рекордсмены по соотношению проходимости и практичности к цене. В их основе до сих пор рамы, задние мосты у них часто неразрезные и рессорные, а полноприводные трансмиссии – безо всяких электромагнитных соплей. Объем кузова обычно раза в два-три больше, чем у кроссоверов сравнимой цены, а имидж брутален, как у внедорожников.
Причины низкого спроса. В некоторых странах пикапы доминируют: в США и Таиланде, например. Но в России они не прижились, и в среднем на каждый проданный пикап приходится 30 кроссоверов и внедорожников. Почему, ведь пикапы сочетают плюсы обоих классов?
Их управляемость – с грузовым колоритом. Они громоздки и прожорливы – сказываются габариты и масса. Иногда их внедорожные возможности ограничены слишком длинной колесной базой, а по комфорту пикапы существенно уступают кроссоверам. Задние места у них нередко тесные и почти не приспособлены для перевозки пассажиров на большие расстояния, а открытый кузов требует кунга или крышки для повседневного использования. С установленным кунгом многие пикапы выглядят, мягко говоря, не секси, напоминая куколок насекомых или автобусы. В России класс востребован у строителей (в том числе личных коттеджей), спортсменов, любителей экстрима, охотников и рыболовов. Пикап – автомобиль для тех, у кого есть цель помимо триединого «дом-семья-работа».
Купе
Плюсы. Я не понимаю тех, кто любит сидеть повыше. Потому что мазохистское водительское наслаждение получаешь, когда сидишь так низко, что сжимаешь зад при виде лежачего полицейского. Купе, даже если сделано на платформе гражданского автомобиля, играет на струнах твоей души. Ты видишь мощные арки, ковшеобразные сиденья, стежки на руле, и все это создает настроение еще до того, как машина тронулась с места. Купе – это вызов соседям, одноклассникам и коллегам. Да, я оборзел. Зажрался. Завидуйте.
В среднем, купе лучше управляются: помимо более спортивных настроек помогает большая жесткость кузова, а иногда – меньшая масса. Купе хорошо там, где важнее не цель, а процесс.
Причины низкого спроса. Дорого, непрактично, низко. Есть и более мелкие причины, например, у многих купе очень большие двери, что осложняет тесную парковку. Купе требует определенного уровня и стиля жизни. Но этот минус можно в равной степени считать плюсом.
Кабриолеты и родстеры
Плюсы. Если в обычной жизни мне нравятся универсалы, то через розовую призму мечты я поклоняюсь родстерам. Казалось бы, какая разница? Открой окна седана и будет то же самое, нет? Нет. Родстер создает необычайное ощущение скорости и непосредственности происходящего. Ты оказываешься не отгороженным от событий, а втянутым в самый эпицентр их вихря. В открытых машинах ты ощущаешь настоящий пульс жизни, который не поставлен на Fast Forward суетливых хетчей и Slow Motion кроссоверов.
Причины низкого спроса. Очень дорого, очень непрактично. Могут швырнуть огрызком. Кабриолет, а тем более родстер – машина на несколько дней в году, преимущественно выходных, когда улыбается и погода, и настроение. Есть фанаты, которые ездят на Porsche Boxter или Mazda MX-5 всю зиму (и маленький салон, кстати, прогревается мгновенно), но это именно фанаты. Тем не менее, разбогатею – куплю «Альфа Ромео Спайдер».
Фото: Фото автора и производителей