Итак, сбылась ваша мечта – вы наконец-то идете покупать вашу первую машину. Однако накопить энную сумму – это еще полдела. Главное – выбрать тот автомобиль, который вас не разочарует. Как это сделать? «Автостоп» предлагает небольшой ликбез.
Купить автомобиль сегодня можно где угодно. Можно прицениться к машинам, не выходя из дома, просто просматривая сайты с объявлениями.
Прежде чем делать покупку, надо посчитать ту наличность, которую вы готовы потратить. Еще примерно 20% от стоимости машины придется потратить на оформление покупки, регистрацию, техосмотр, страховку. Если автомобиль подержанный, то придется еще вложиться в его доводку и ремонт.
Стоит помнить простую формулу: цена вашего авто не должна превышать вашу годовую зарплату. Причина проста: чем дороже автомобиль, тем больше денег уходит на его содержание, на ремонт.
Никогда не стоит брать подержанную машину на последние деньги. Как правило, что-нибудь там все равно придется поменять, поэтому будет очень обидно, когда машина куплена, а ездить на ней нельзя.
Новая или б/у? Здесь все индивидуально. Когда у человека есть не очень маленькая, но и не очень большая сумма, он, конечно, задумывается: новая «Лада» или старая иномарочка? Выбор за покупателем. Но многие специалисты советуют все же подумать о собственной безопасности и выбрать машинку иностранного производства, поскольку отечественные авто эту безопасность обеспечить не могут.
Выбор зависит от того, на сколько вы эту машину покупаете. «Как только машина оказалась у покупателя, ее цена уже упала на 3%, – говорит продавец автомобилей Петр Савенков. – Через два года цена автомобиля упадет еще на 20-25 процентов. А если новый автомобиль брать в кредит и потом через пару лет продавать, то это вообще очень большая потеря денег. Поэтому если вы покупаете машину с расчетом на то, что через года два поменяете, то лучше брать подержанную – потеряете меньше».
«Автомат» или «механика»? Понятно, что ездить на авто с АКПП легче, чем с МКПП. «Автомат» удобен для людей с физическими недостатками, для пожилых людей, для женщин, которые по природе своей редко умеют концентрироваться на нескольких делах сразу, для езды в больших городах, поскольку там приходится часто останавливаться, следовательно, часто пользоваться педалью сцепления. Однако учтите, что у него есть и минус: при поездке в городских условиях топлива расходуется на 10-15% больше, чем при использовании «механики». Сторонники «механики» же считают, что только МКПП позволяет увереннее маневрировать в потоке транспорта и не «тупить» при переключении скоростей.
«Если вы решили купить подержанную машину, обязательно надо проверить, как включаются все передачи, – советует продавец автомобилей Дмитрий. – Если это «механика», то при переключении не должно быть скрежета, каких-то еще подозрительных звуков, рычаг должен ходить легко, без усилий, главное, чтоб он не выскакивал. Если берете «автомат», то же самое – не должно быть шумов, рывков, машина должна ехать плавно, не дергаться. Ремонт «автомата» обходится очень дорого».
При выборе модели в зависимости от типа кузова нужно учитывать собственные потребности. Важно определить, для чего вам нужен этот автомобиль. Если вы собрались раскатывать на нем только по городу и у вас нет большой семьи, то вам вполне подойдет малолитражка. Во-первых, вы сэкономите на ремонте и бензине. Во-вторых, вам будет проще объезжать пробки и лавировать между машинами, к тому же на малолитражке удобно парковаться: ей не нужно много места. Если же у вас большая семья или вы любите частенько выезжать с друзьями на природу, то можно прицениться к минивэнам, универсалам или пикапам. Многие престижа ради мечтают о внедорожниках. Серьезные внедорожники лучше покупать тем, кто часто ездит по бездорожью и имеет солидный счет в банке, потому как на их обслуживание уходит очень много денег, к тому же расход бензина очень большой. Для городских любителей больших машинок идеальный вариант – «паркетники».
Какого выбрать производителя? Условно автовладельцы делят машины на четыре группы. В первой – иномарки с мировым именем. Везут их из Японии, Англии, Германии, Италии, Швеции. Эти машины считаются престижными, конечно, приходится платить и за бренд. Зато они редко ломаются, гарантируют повышенную безопасность владельцу и пассажирам, оснащены самой современной «начинкой». Но имея такое авто, придется немало тратить на его обслуживание. К тому же и детали на них стоят дорого.
Ко второй группе можно отнести машины среднего класса, произведенные в Корее, Франции, США, Чехии. Их начинка не такая модная и суперсовременная, как у авто первого класса, но они стоят значительно дешевле, дешевле обойдутся и детали, и страховка. Правда, порой детали на них найти трудно.
К третьей группе автовладельцы традиционно относят машины, появившиеся на авторынке сравнительно недавно. Это китайские и иранские детища. Они представляют собой копии брендовых автомобилей, только стоят в разы меньше. Владельцу такой машины придется набраться терпения: сервисных центров в стране единицы, детали найти ну очень сложно, а ломаются эти авто очень часто. Но самый большой минус не в этом, а в том, что по результатам тестов эти машины не соответствуют требованиям безопасности.
Ну и четвертая группа – это продукты отечественного автопрома. Плюс у такого автомобиля, пожалуй, только в том, что на него легко найти детали. Цену приемлемой не назовешь: она хоть и ниже, чем на иномарки, но для своей комплектации высока. Ко всему прочему, как можно проследить из сводок ГИБДД на нашем сайте, при столкновении иномарок и наших машин чаще всего травмы получают водители и пассажиры «Лад».
Если вы решили потратиться на новый автомобиль, то проблем у вас будет меньше. Вам нужно определиться с моделью, с начинкой, в этом вам поможет продавец-консультант. Но пара советов все же не помешает.
«Экономить можно на всем, кроме собственной безопасности, – говорит владелец автосервиса «Форвард» Юрий Шимнов. – Многие современные автомобили оснащаются ремнями безопасности с натяжителями. Натяжитель нужен для того, чтобы человек при аварии не ударился о лобовое стекло, например. При ДТП натяжитель сматывает ремень, как бы подтягивает его, и человек фиксируется в кресле. Причем система пассивной безопасности в машине может быть устроена так, что эти натяжители могут сработать и без подушки безопасности в зависимости от степени тяжести аварии. Там специальные датчики сами определяют, на какой высоте находится голова человека и сами решают, нужна ли подушка безопасности».
«Это может вас удивить, но в автосалонах можно купить совершенно новую, но уже перекрашенную машину, – говорит продавец автомобилей Петр Савенков. – Такое бывает, если машину везли неаккуратно, поцарапали, к примеру. Чтобы не попасться на эту уловку, нужно всегда в салоне спрашивать специальный прибор, который определяет, была машина перекрашена или нет. Эти приборы есть в каждом салоне, просто не все покупатели об этом знают и не все продавцы это афишируют».
Если вы все же решили сэкономить и приобрести подержанную машину, то с собой нужно обязательно взять людей, которые разбираются в автомобилях. Если же такой возможности нет, то можно последовать паре нехитрых советов.
«Самое дорогое в машине – это кузов, – говорит Петр Савенков. – Его тяжело восстанавливать, плюс надо подкрашивать, в сервисах за это берут достаточно много. Поэтому лучше взять автомобиль с неисправной ходовкой, чем с неисправным кузовом. Главное – проверить, не цветет ли железо, потому что этот процесс уже не остановить».
Многие продавцы, пытаясь продать побывавшие в ДТП или просто ржавеющие машины, перекрашивают их. Определить это достаточно просто, нужно только захватить с собой магнит. Предварительно нужно завернуть его в тряпочку так, чтобы «упакованный» он едва-едва держался на дверце холодильника. Этот изготовленный кустарным способом прибор будет хорошо магнититься только к железу, покрытому фабричной краской. На тех же местах, которые сильно закрашены или заполированы, магнит держаться не будет. Также можно заглянуть под резиновые уплотнители на стеклах, крышке багажника и дверях. Всяческие наклейки и надписи часто скрывают какие-либо дефекты.
Все зазоры между дверями и кузовом должны быть одинакового размера. Если есть различия, значит, машина попадала в ДТП.
«Проверить двигатель сможет только человек знающий, – рассказывает продавец автомобилей Дмитрий. – Но можно и самому провести легкий осмотр. Для этого нужно с собой захватить газету. Стелим ее под двигатель и садимся за руль. Потом проверяем КПП, сцепление, все кнопочки. После этого смотрим на газету. Если там будет хоть капелька масла, значит эта машина нам не нужна, у нее поврежден двигатель».
Ну и самое главное – нужно проверить документы на машину, они должны быть в полном порядке. Обязательно должны быть паспорт технического средства и свидетельство о регистрации. В паспорт заносятся отметки о постановке и снятии машины с учета. По ним можно понять, через сколько рук прошла машина.