Электродное производство спасает угледобывающую отрасль Новосибирской области
После поистине тяжелых военных лет, когда добыча угля в Западной Сибири стала одной из стратегически важных задач, Горловское угольное месторождение испытывало сложности. Вопросы целесообразности его развития вставали неоднократно. Тем не менее сибирским горнякам удалось блестяще преодолеть их, закладывая фундамент для мирового лидерства в области добычи антрацита и производства электродной продукции. О переходном периоде 70-х и 80-х годов в угледобывающей отрасли Новосибирской области в спецпроекте рассказывает угледобывающая компания «ЭЛСИ».
в 60-е
и 70-е годы
ХХ века
Но Листвянские шахты продолжали наращивать темпы роста добычи угля, хотя они и упали в сравнении с военными годами. В 1958 году был достигнут максимум — 247,8 тысячи тонн. В эти годы осталось работать лишь две Листвянские шахты: «3-Новая» и «1-3 бис».
Помимо развития самой добычи угля советские геологи заинтересовались его составом. Так, в 1941 году на новосибирском заводе «Труд» были проведены испытания Листвянского антрацита при плавке чугуна в ваграночных печах. Они показали положительные результаты. Специалисты утвердили новую марку угля АЛЛ — антрацит Листвянский литейный — и рекомендовали его использовать в качестве заменителя кокса на заводах. В историческом протоколе от 23 августа 1941 года, на долгие годы определившем сферу применения антрацита, написано: «Необходимо в ближайшем будущем произвести более тщательно подготовительные экспериментальные плавки и рекомендовать литейным нашей области применение угля как высококачественного вида топлива, вполне заменяющего кокс».
5 шахта-3 Новая и административно-бытовой комплекс в Листвянском (1978 год)
Электродное производство дает новую жизнь
Забуксовавшее производство получило новый импульс в конце 50-х годов. Для бурно развивающейся отрасли требовалось сырье — антрацит. Блоки и массы для футеровки печей и ванн электролизеров и, конечно, производство угольных электродов – вот что предопределило дальнейшую судьбу сибирского антрацита.
При этом особенно отмечается большая и растущая потребность в электродной продукции на востоке страны. «По данным института «Гипроалюминий», ежегодная потребность в электродном термоантраците в 1965-1970 годах для восточных районов страны составит 60% от общей указанной выше потребности в этом виде сырья», — говорится в протоколе.

И благодаря стараниям геологов уже было известно, что запасы Листвянского месторождения составляют 44 600 тысяч тонн, в том числе промышленных 12 700 тысяч тонн. А в 1958-1960 годах Новосибирской геологической экспедицией подготовлено новое шахтное поле с геологическими запасами 25 млн тонн, в том числе промышленных 12,5 млн тонн.
Исходя из этого было принято судьбоносное решение о реконструкции шахт и развитии производства, которое привело к освоению Колыванского и Горловского угольного разреза. Позднее уже под эгидой Института электродной промышленности (Гос НИИЭП), института обогащения твердого топлива (ИОТТ), Всесоюзного алюминиево-магниевого института (ВАМИ) на Челябинском электродном (ЧЭЗ) и Новокузнецком алюминиевом (НКАЗ) были подтверждены высокие эксплуатационные характеристики листвянского антрацита в использовании для электродных изделий. А позднее была подтверждена эффективность и антрацитов Горловского и Колыванского месторождений.
электродный завод. всесоюзная ударная комсомольская стройка
Строительство электродного завода
Так, в 50-е годы в лаборатории углехимии института физико-химических исследований минерального сырья (ИФХИМС) СО АН СССР под руководством Надежды Сергеевны Осташевской провели комплексное научное исследование по изучению свойств антрацита. Оно выявило, что этот уголь будет эффективен в изготовлении электродной продукции. Поворотной точкой стало решение, принятое на совещании отдела цветной металлургии Госплана РСФСР от 12 июля 1961 года. После долгих обсуждений и дискуссий чиновники решили: «В результате лабораторных и опытно-промышленных испытаний антрацита Листвянского месторождения, проведенных химико-металлургическим институтом Сибирского отделения Академии наук СССР, Всесоюзным алюминиево-магниевым институтом совнархоза, электродным заводом п/я 104 и Челябинским электрометаллургическим комбинатом Челябинского совнархоза, установлена его полная пригодность для изготовления электродного термоантрацита и использования последнего для производства электродной продукции».
Новый виток развития и новое производство
Решение о расширении перспективного производства начало воплощаться в жизнь почти сразу. К середине 60-х годов появляется проект строительства объединенной шахты и техническое обоснование строительства Колыванского угольного разреза, а также участка Горловский 1.

Но вместе с этим произошло еще одно знаковое событие. Осенью 1963 года к юго-востоку от станции Евсино было обозначено начало строительства Новосибирского электродного завода. А 3 августа 1965 года были начаты непосредственные строительные работы. Конец 60-х годов характеризовался холодными зимами, когда столбик термометра опускался до 55 градусов ниже нуля. Дороги заметала сильная вьюга, а строительные работы как на площадке завода, так и на площадке разреза были сильно усложнены. Но останавливаться было нельзя, планы уже утверждены.
Постепенно в Искитимский район со всего СССР стали стекаться специалисты высокого класса, призванные наладить новое мощное производство. Новый импульс получили и прилегающие населенные пункты. Расти начали Линево, Евсино, Ургун, Листвянка. Искитим получил статус города. Повсюду совершенствовалась инфраструктура, появлялись школы и больницы. Не стояло на месте и жилищное строительство. В Линево и Евсино появились первые хрущевки, которые можно увидеть и сегодня. Поселки постепенно электрифицировали, грунтовую дорогу из Новосибирска на юг заменили на постоянную.

А в деревне Шадрино рядом с Линево вместе с этим еще с конца 50-х годов начала работать шадринская геологоразведочная партия. Геологи, чьи изыскания остаются актуальны и по сей день, изучили 11 месторождений антрацита и несколько перспективных участков, используемых до сих пор.
Строительство Горловского угольного разреза
Участок Северный, 1974 год
Новые вершины
70-е годы стали временем нового подъема. В 1971 году на Горловском участке начали проводить первые в регионе открытые горные работы. С учетом промышленного бума и механизации он сразу показал себя как перспективная точка для добычи антрацита. Дизельные экскаваторы, первые многотонные углевозы и усовершенствование железнодорожного полотна быстро стали частью жизни вчерашних шахтеров. Добыча угля открытым способом не только улучшила условия труда, но и притянула новые квалифицированные кадры: геологов, водителей, механиков, энергетиков.

Геологи были правы: залежи угля оказались богатыми и добыча шла гораздо проще, чем в шахтах. Благодаря этому в 1973 году власти пересмотрели проектное задание строительства шахты «Листвянская» на горизонт +100 метров, включив в ее состав Горловского участка открытых работ.
Нельзя не отметить, что, несмотря на все успехи, социальный рост и техническую модернизацию, Листвянские шахты продолжали оставаться убыточным предприятием. Фактическая себестоимость добычи 1 тонны угля в 1977 году (40 руб. 47 коп.) более чем в три раза превышала проектную (12 руб. 62 коп.). О наметившейся проблеме хорошо знали в Минуглепроме, постоянно ставя вопрос целесообразности развития производства и инвестиций в него.

Но потребность страны в термоантрацитах в металлургии была сильна как никогда. Это и помогало предприятию оставаться на плаву и даже развиваться вопреки обстоятельствам.
База геологов на Колыванском угольном разрезе, 1977 год
закладка парка (1976 год), Линево
Благодаря пересмотру проекта было постановлено: «Провести строительство шахты «Листвянская» с проектной мощностью 200 тысяч тонн рядового антрацита в год при сохранении шахты «3-Новая» мощностью 120 тысяч тонн, участка открытых работ на Горловском месторождении мощностью 600 тысяч тонн и обогатительной фабрики производительностью 1400 тысяч тонн в год. Объединение двух шахт в одну мощностью 600 тысяч тонн и доведение добычи Горловского участка до 800 тысяч тонн в год», — говорится в протоколе № 68/7 от 06.09.1973.
Просмотров: 12 793