Электродное производство дает новую жизнь
Забуксовавшее производство получило новый импульс в конце 50-х годов. Для бурно развивающейся отрасли требовалось сырье — антрацит. Блоки и массы для футеровки печей и ванн электролизеров и, конечно, производство угольных электродов – вот что предопределило дальнейшую судьбу сибирского антрацита.
При этом особенно отмечается большая и растущая потребность в электродной продукции на востоке страны. «По данным института «Гипроалюминий», ежегодная потребность в электродном термоантраците в 1965-1970 годах для восточных районов страны составит 60% от общей указанной выше потребности в этом виде сырья», — говорится в протоколе.
И благодаря стараниям геологов уже было известно, что запасы Листвянского месторождения составляют 44 600 тысяч тонн, в том числе промышленных 12 700 тысяч тонн. А в 1958-1960 годах Новосибирской геологической экспедицией подготовлено новое шахтное поле с геологическими запасами 25 млн тонн, в том числе промышленных 12,5 млн тонн.
Исходя из этого было принято судьбоносное решение о реконструкции шахт и развитии производства, которое привело к освоению Колыванского и Горловского угольного разреза. Позднее уже под эгидой Института электродной промышленности (Гос НИИЭП), института обогащения твердого топлива (ИОТТ), Всесоюзного алюминиево-магниевого института (ВАМИ) на Челябинском электродном (ЧЭЗ) и Новокузнецком алюминиевом (НКАЗ) были подтверждены высокие эксплуатационные характеристики листвянского антрацита в использовании для электродных изделий. А позднее была подтверждена эффективность и антрацитов Горловского и Колыванского месторождений.
электродный завод. всесоюзная ударная комсомольская стройка
Строительство электродного завода
Так, в 50-е годы в лаборатории углехимии института физико-химических исследований минерального сырья (ИФХИМС) СО АН СССР под руководством Надежды Сергеевны Осташевской провели комплексное научное исследование по изучению свойств антрацита. Оно выявило, что этот уголь будет эффективен в изготовлении электродной продукции. Поворотной точкой стало решение, принятое на совещании отдела цветной металлургии Госплана РСФСР от 12 июля 1961 года. После долгих обсуждений и дискуссий чиновники решили: «В результате лабораторных и опытно-промышленных испытаний антрацита Листвянского месторождения, проведенных химико-металлургическим институтом Сибирского отделения Академии наук СССР, Всесоюзным алюминиево-магниевым институтом совнархоза, электродным заводом п/я 104 и Челябинским электрометаллургическим комбинатом Челябинского совнархоза, установлена его полная пригодность для изготовления электродного термоантрацита и использования последнего для производства электродной продукции».