ни исписанных парт, ни портретов русских классиков на стенах
Школа уже не та:
По данным министерства образования Новосибирской области, в 2021 году в первый класс пойдут 37 тысяч детей. Большинство из них увидят школу такой: Н- или П-образное здание с длинными коридорами и одинаковыми этажами, актовый зал, в кабинетах три ряда парт, на глухих бетонных стенах портреты русских классиков и карта мира. Все по чек-листу советских градостроителей. Брусника уверена, современное образовательное учреждение требует иных подходов к организации пространства. В микрорайоне «Европейский берег» девелопер возводит пока «нестандартную» школу, рассчитанную на 825 мест. Архитекторы и дизайнеры компании рассказали, зачем они заказывают для нее мебель из Германии и оборудование как в Сколково и почему считают, что стеклянные стены — это нормально и безопасно.
Интерьерные решения
Продумывая интерьеры учебного заведения, архитекторы Брусники стремились отойти от концепции советской школы-завода и опирались на прогрессивный опыт европейских бюро. За рубежом проектировщики идут по пути создания среды для развития у детей творческих способностей, креативности и навыков командной работы. В приоритете не «заложить» знания, а сформировать условия для их поиска и научить самостоятельности. Поэтому архитекторы отказываются от излишней декоративности в пользу функциональности и рациональности планировки. Брусника поступила так же и создала для школы в «Европейском береге» дизайн без дизайна. Цветовая гамма аудиторий и общественных пространств очень сдержанная, а в отделке использованы преимущественно натуральные материалы.
В основу проекта легло 3 принципа
В каждом предусмотрены кросс-функциональные кабинеты, подходящие для изучения нескольких предметов, и мастерские, где будет установлено специальное оборудование: в кулинарной — плиты и духовые шкафы, как на обычной домашней кухне, в художественной — мольберты и гончарные круги. Особое внимание дизайнеры уделили естественно-научному кластеру, который планируют оборудовать итальянской техникой, аналогичной Сколковской. Если такое решение удастся реализовать, для школ Новосибирска это будет прецедент.
1
деление
на кластеры
В новой школе их будет пять: медиа, творческий, спортивный, естественно-научный и технологический.
Так, атриум — сердце школы, ее главная точка притяжения — в будни может использоваться для учебных занятий, собраний или репетиций к предстоящему концерту, в праздничные дни превращаться в актовый зал. А столовая за счет спроектированной напротив нее террасы становится площадкой для проведения летних мероприятий под открытым небом, например выпускных.
2
адаптивность планировочной структуры
Классы и рекреации нового образовательного учреждения легко трансформируются и меняют назначение.
В классах адаптивность достигается за счет мебели. Ее планируют заказать в Германии. Парты в новой школе компактные. Каждая рассчитана на одного ученика. Такое решение дает возможность передвигать и совмещать их любым образом в зависимости от сценария урока: ставить в круг, буквой «П» и разбивать на несколько островков, чтобы работать в группах. Пространство аудитории становится более гибким, что позволяет на небольшой площади сосредоточить максимальное число функций.

При разработке интерьеров дизайнеры учитывали и возраст детей. Так, в кабинетах для младших школьников и продленки они предусмотрели зоны с мягкими пуфами и ковровыми покрытиями, которые подойдут для игровых форматов обучения.
Помимо больших аудиторий, рассчитанных в среднем на 25 человек, архитекторы спроектировали помещения для индивидуальных занятий и обучения в малых группах (такими, например, будут кабинеты иностранных языков). В рекреациях установили домики, где можно уединиться и готовиться к урокам.
3
зонирование пространства
Среди факторов, влияющих на психологический комфорт, этот самый важный.
Библиотека в новой школе превратилась в медиа-кластер. По сути это большой опен-спейс с читальным залом-коворкингом, высокими книжными стеллажами, зонами с диванами и пуфами для презентаций и лекций. В его структуру интегрированы более камерные пространства, например небольшая переговорка, печатная и видеостудия — в одной можно издавать школьную газету, в другой записывать влог.
В учительской архитекторы спроектировали кухню, места отдыха с диванами и креслами, коворкинг, где установлены компьютеры, переговорную комнату и кабинет директора. Согласитесь, на обычную государственную школу мало похоже.
Инженерные фишки
Необычные технические решения, реализованные в новой школе, преимущественно связаны с освещением. Архитекторы отдали предпочтение естественным источникам. Они спроектировали над атриумом прозрачный стеклянный купол, в аудиториях установили большие окна — 2,5 х 4,5м (в столовой и музыкальном классе все они до пола). Помимо размера особенными их делает материал. Внутренняя часть сделана из клееного бруса, наружная — из алюминия, который защищает дерево от осадков, ветра, перепадов температуры и ультрафиолетового излучения.
Вместо глухих стен — стеклянные перегородки — это еще одна фишка школы. Подобный прием архитекторы применили даже в спортзале. Он позволил решить сразу несколько задач. Во-первых, визуально расширить площадь помещения. Во-вторых, избавиться от темных коридоров. Сквозь витражи в них попадает естественный свет. И наконец, стеклянные стены превратили рекреации в зрительские трибуны. Вышел из кабинета — и можно наблюдать за игрой в спортзале.

Спешим успокоить родителей: разбить такие перегородки и окна невозможно. Снаружи все стекла закаленные (они примерно в пять-шесть раз прочнее обычных), внутри — триплекс, при повреждении не образующий осколков (они остаются на поверхности липкой пленки). Поэтому удары баскетбольных мячей этим конструкциям точно нестрашны.
Оценить задумку архитекторов Брусники можно будет в следующем году. А пока взрослые ностальгируют по советскому прошлому, их дети уже наверняка представили себя редакторами телеграм-канала новой школы, где они создадут постоянную рубрику «Десять вариантов использования рекреаций» и «Расписание митапов в атриуме».