
На согласованный митинг пришло более 50 тысяч человек — некоторые принесли с собой флаги России
Фото: Дмитрий Здорников
Поделиться
Так уж вышло, что 10 августа я оказался в Москве. Именно в этот день на проспекте Академика Сахарова собирался митинг — пришедшие 50 тысяч москвичей и гостей города, которым не безразлична его судьба, требовали допустить независимых кандидатов до выборов в Московскую городскую думу.
В числе тех, кого избирательная комиссия не допустила, оказались юрист Алексея Навального Любовь Соболь, глава Красносельского района Москвы Илья Яшин, бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков и многие другие — всего избиркомы Москвы отказали в регистрации 57 кандидатам. Кому-то справедливо, кому-то, как уверены собравшиеся, — нет.
Протесты в Москве начались сразу, когда об этом стало известно. Понемногу из относительно малочисленных акций они вылились в 23-тысячный митинг 27 июля на Тверской улице, когда ОМОН массово задерживал участников. А вчера митинг собрал ещё больше неравнодушных горожан.
Теперь к депутатам и политикам, вещавшим со сцены, присоединились и другие известные личности, может, даже слишком известные — по сравнению с теми, кто их пригласил, — это были артисты и музыканты. Рэперы Оксимирон, Face, группа IC3PEAK, которую зимой задерживали в Новосибирске, и своеобразный хедлайнер — группа «Кровосток».
Первое, что бросается в глаза, когда ты идёшь в толпе к рамкам металлоискателей, — это разный возраст пришедших. Прямо передо мной боец Росгвардии говорит старушке: «Иди, мать, не надо мне твою сумку показывать, проходи». И это звучит даже мило. В середине толпы стоит парень с дредами и колонкой, из которой играет матерная песня про полицейских, а следом начинает играть гимн России. Стоящая рядом молодёжь громко подпевает, а если обернуться, можно увидеть выражение гордости на лице у старичка-пенсионера.
Ближе к сцене те пришедшие, что помоложе, обсуждают рэперов. Люди улыбаются. Со сцены доносятся обрывки речей. Это говорит муниципальный депутат Денис Шендерович — его уже штрафовали за участие в митинге 27 июля.
<…> чтобы они хотя бы отпустили задержанных. Мы согласились на такой митинг, на котором нас возьмут в кольцо, но не нападут», — говорит Шендерович.
50-тысячная толпа отвечает ему, скандируя фразу «Мы не боимся!». В толпе заряжают и более радикальные лозунги: «Мусора — позор России», «Собянина под плитку», «Стыдно быть ментом»... Но громче всех звучат два — «Пропускай» и «Россия будет свободной». Чувствуется единение. Протест, пожалуй, ещё никогда не был так един со времён Болотной площади. Её, кстати, тоже вспоминали со сцены.
Прямо впереди от меня стояли националисты с имперскими флагами, а в 50 метрах от них — экоанархисты. Было много флагов России. Некоторые принесли свои собственные плакаты. Больше всего мне запомнился один — на нём наклеена фотография космонавта Юрия Гагарина и написано: «Юра! Мы всех задержали».
Люди с большой охотой подхватывают скандирования, и тогда ты слышишь, как лёгкий настрой быстро сменяется раздражением от действий властей и несправедливости сложившейся ситуации.
Люди с большой охотой подхватывают скандирования — в этот момент лёгкий настрой сменяется раздражением
Фото: Дмитрий Здорников
Поделиться
В политологии есть такая концепция, как «Спираль молчания». Она утверждает, что человек с меньшей вероятностью выскажет своё мнение, если его точка зрения находится в меньшинстве. Человек боится, что его позиция может изолировать его от общества. Собравшиеся не боялись — даже после того, как митинг закончился, они громко скандировали всё те же лозунги.
Спираль молчания превратилась в спираль раздражения. И этого удалось достичь благодаря агрессии со стороны сотрудников ОМОНа — в этом плане, пожалуй, действующее руководство Росгвардии оказало протесту медвежью услугу. Над сотрудниками Росгвардии и полиции смеются. Причём делают это откровенно, когда они находятся поблизости.
Этот митинг собрал в два раза больше людей, чем акция 27 июля — несмотря на плохую погоду и угрозу задержаний, люди не побоялись прийти.
Ролики наводнили интернет: здесь они избивают 13-летнего парня, пакуют женщину, которая просто сидела в парке на траве, а вот тут, взявшись за руки, спускаются по ступенькам, говоря: «Аккуратно спускаемся!» Ситуация дошла до откровенного абсурда — журналистка Reuters Мария Цветкова, задержанная 27 июля на митинге, даже получила повестку из военкомата на имя Мария Владимировича Цветкова.
Действительно, люди больше не боятся. И происходящее вызывает болезненный смех. В Сибири горят леса, которые никто не хотел тушить, пока это не стали обсуждать. Видимо, у граждан России остался лишь один способ добиваться своих целей — выходить на площади, собирать митинги и как можно больше об этом говорить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции