Дороги и транспорт Проблема «Жить хочется»: дорогу к сузунским деревням смывает в реку — люди бьют машины, дышат пылью и умирают без помощи

«Жить хочется»: дорогу к сузунским деревням смывает в реку — люди бьют машины, дышат пылью и умирают без помощи

Пока здесь не спешат делать нормальную трассу, жители задыхаются от белой пыли

Село Мереть находится примерно в 30 км от Сузуна | Источник: Илья Калинин / NGS.RUСело Мереть находится примерно в 30 км от Сузуна | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Село Мереть находится примерно в 30 км от Сузуна

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Будет нормальная дорога, будет и нормальная жизнь. Так говорят жители села Мереть, посёлка Лесниковский и деревни Кротово в Сузунском районе. За дорогу люди бьются уже около 10 лет, но до сих пор безуспешно: проезжая часть разрушается, машины на ней разбиваются, а местные жители умирают от онкологии. Последнее обстоятельство они тоже связывают с дорогой. Разбираться в клубке местных проблем отправился обозреватель НГС Илья Калинин.

Дорожный вопрос

Юрист Елена Потылицына купила в селе Мереть дом и сразу занялась местными проблемами | Источник: Илья Калинин / NGS.RUЮрист Елена Потылицына купила в селе Мереть дом и сразу занялась местными проблемами | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Юрист Елена Потылицына купила в селе Мереть дом и сразу занялась местными проблемами

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Юрист Елена Потылицына переехала в село Мереть весной 2025 года. Купила дом, чтобы на несколько дней в неделю сбегать сюда от городской суеты. Уверяет: думала, что будет здесь отдыхать, а приходится решать проблемы. Елена уже организовала несколько субботников по очистке села от мусора, а недавно включилась в борьбу местных жителей за нормальную дорогу. Она идет из Сузуна до муниципального образования Меретский сельсовет, где в трёх населенных пунктах — селе Мереть, посёлке Лесниковский и деревне Кротово — живёт около 1000 человек. Протяженность дороги — 27 километров.

Елена показывает разбитую трассу, которая проходит по улице Чкалова — центральной улице Мерети, и вздыхает: мол, заасфальтировать бы эту дорогу от самого Сузуна, так и жизнь в селе пошла бы по-другому. Так-то тут и школа хорошая, перечисляет женщина, и детсад с новой детской площадкой, и библиотека, и магазин, и почта с ПВЗ, и даже своя пожарная часть. Жители надеялись, что дорогу отремонтируют в этом августе к 400-летию села, но не случилось.

Ямы на главной улице села | Источник: Илья Калинин / NGS.RUЯмы на главной улице села | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Ямы на главной улице села

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Дорога по Чкалова вроде заасфальтирована, но вся она в ямах, с разбросанными большими камнями. В общем, разогнаться не получится, но оно и к лучшему: единственный в селе колясочник чувствует себя в безопасности, добираясь до магазина по проезжей части. Тротуар для этого не годится, поскольку ширина его всего 70 сантиметров. Местные шутят, что в случае пожара по такой дороге спасатели доедут до места ЧП лишь для того, чтобы зафиксировать факт, что всё сгорело.

На въезде в село — автобусная остановка. Здесь дорога идет вдоль берега реки Быструшка, которая очевидно подмывает трассу: до обвалившегося берега от дороги чуть больше метра.

Алексей Кыштымов — местный житель — недоумевает: по улице Чкалова вдоль проезжей части наставили через 20 метров столбы с мощным освещением — но для чего?

«Дурдом получается: улица идет вдоль реки, и фонари направлены на забоку (лесок вдоль берега — Прим. ред.). А вечером такая, знаешь, картина: как будто дискотека — все туда светят. Думаю, поэтому зайцев и не стало» — рассуждает мужчина.

Почтовый работник Ирина Лиханова, которая занималась ремонтом крыльца почты за свой счет, и Алексей Кыштымов | Источник: Илья Калинин / NGS.RUПочтовый работник Ирина Лиханова, которая занималась ремонтом крыльца почты за свой счет, и Алексей Кыштымов | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Почтовый работник Ирина Лиханова, которая занималась ремонтом крыльца почты за свой счет, и Алексей Кыштымов

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Второй «дурдом», по мнению Кыштымова, «заплатки» на самой дороге: особенно — на площади у магазина, где одна её часть выложена асфальтом, а другая — без него.

«Как живем в заплатках, там и асфальт кладём заплатками. Стыдно! За державу обидно!» — искренне возмущается мужчина.

Бронемашина вместо «Мерседеса»

В «Клубе любителей истории Мерети» собрались местные жители, чтобы пообщаться с журналистом | Источник: Илья Калинин / NGS.RUВ «Клубе любителей истории Мерети» собрались местные жители, чтобы пообщаться с журналистом | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

В «Клубе любителей истории Мерети» собрались местные жители, чтобы пообщаться с журналистом

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Рассказать о своей боли приезжему журналисту жители собрались в «Клубе любителей истории Мерети» — это что-то вроде музея советского и деревенского быта. Проблемы у всех примерно одинаковые: разбитые машины. Разное — суммы ущерба. Самым показательным оказался рассказ семьи из поселка Лесниковский.

Александр и Евгения Хорунжий 12 лет назад перебрались в Сузунский район из Иркутска. Говорят, любят грибы, а здесь не только грибы, но и рыбалка, и — все остальное. Переехали они сюда с седаном марки «Мерседес», но буквально через четыре месяца поняли, что машину надо менять, иначе скоро от неё ничего не останется. В итоге, чтобы ездить по местным дорогам, купили инкассаторскую «ГАЗель» с бронированными стеклами.

Александр Хорунжий сменил «Мерседес» на бронемобиль, чтобы нормально ездить по местным дорогам | Источник: Илья Калинин / NGS.RUАлександр Хорунжий сменил «Мерседес» на бронемобиль, чтобы нормально ездить по местным дорогам | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Александр Хорунжий сменил «Мерседес» на бронемобиль, чтобы нормально ездить по местным дорогам

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

«Когда идет встречный автомобиль — просто жутко: стараешься съезжать чуть ли не на обочину. Потому что нет никаких гарантий, что тебе не прилетит камень. Только на инкассаторской машине не страшно: пусть хоть кирпич летит, хоть стреляют в нас… Ну и еще проблема: резина стирается на этой дороге часто. Дорога — как наждачная бумага. Фракция камней разная — это плохо. Резины максимум на полгода хватает», — рассказал Александр.

Владимир Арендаренко показывает, куда прилетели два камня за одну поездку | Источник: Илья Калинин / NGS.RUВладимир Арендаренко показывает, куда прилетели два камня за одну поездку | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Владимир Арендаренко показывает, куда прилетели два камня за одну поездку

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

У другого местного жителя — Владимира Арендаренко — за год на «Ниве» пробило два колеса, полетела шаровая опора и разбилось лобовое. Семья Максимченко за неделю сменила на своей «ГАЗели» два радиатора: они просто пытались доехать до Сузуна.

Чтобы как-то выбраться из села на «большую землю» без потерь, местные жители даже придумали лайфхак: выезжать лучше ночью, чтобы встретить меньше машин, ехать со скоростью 20 км/ч, а при появлении автомобиля на «встречке» — максимально съезжать на обочину.

«Здесь можно только выживать, а не жить. Есть, конечно, и свои плюсы, но дорога — жирный минус», — подчеркивает в разговоре Александр Хорунжий.

«Нам говорят: село — неперспективное»

Тротуары в селе новые, но очень узкие — 70 сантиметров | Источник: Илья Калинин / NGS.RUТротуары в селе новые, но очень узкие — 70 сантиметров | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Тротуары в селе новые, но очень узкие — 70 сантиметров

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Дорожную проблему в Мерети остро чувствуют не только автовладельцы. Например, у Татьяны Тосенко внук с заболеванием позвоночника, и ему регулярно нужно ездить в Сузун на массаж. Потом он возвращается, трясясь на автобусе по разбитой дороге, и весь медицинский эффект сходит на нет, считает женщина.

«Больного как везут на скорой помощи? Фельдшерская машина сама по себе жесткая. И там нет лежачего места — только сидячие. Если больной на носилках, то прям на полу лежит. Я как-то ногу ломал, так еле доехал. — рассказывает Евгений Третьяков. — В зиму дорога вообще не обслуживается: с моста выезжаешь, тебя по гололеду на обочину выкидывает».

Вера Борисова не уставала повторять на всех собраниях, что люди задыхаются от пыли | Источник: Илья Калинин / NGS.RUВера Борисова не уставала повторять на всех собраниях, что люди задыхаются от пыли | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Вера Борисова не уставала повторять на всех собраниях, что люди задыхаются от пыли

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Но самые страшные истории рассказали жители домов, расположенных вдоль дороги по улице Чкалова. После того, как в 2015 году дорогу засыпали щебеночным отсевом, их жизнь, говорят, стала невыносимой. Туман из белой пыли стоял здесь целыми днями. Пыль пробиралась даже внутрь домов.

«Мы всегда говорили на собраниях, что люди задыхаются этой щебеночно-цементной пылью. И это сделала госпожа Некрасова, бывшая глава [Сузунского района, которую в июне 2025 года осудили за мошенничество — прим. ред.]. Это её заслуга», — подчеркнула начальник кадровой службы Алтайского филиала ФГАУ «Оборонлес» Минобороны России Вера Борисова.

Любовь Богатырева однажды дозвонилась до прямой линии с Путиным, и дорогу немного отремонтировали | Источник: Илья Калинин / NGS.RUЛюбовь Богатырева однажды дозвонилась до прямой линии с Путиным, и дорогу немного отремонтировали | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Любовь Богатырева однажды дозвонилась до прямой линии с Путиным, и дорогу немного отремонтировали

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Любовь Богатырева уже 70 лет живет в этих краях. Переехала сюда с родителями в 7 лет. Сейчас — одна: дети погибли 20 лет назад. После переделки дороги из грунтовой в щебеночную женщина стала задыхаться от пыли.

«Машины, особенно летом когда шли, поднимали туман. Дышать нечем. У меня в доме везде была белая пыль: убиралась через каждые два-три дня», — жалуется женщина.

В разговоре с журналистом она перечисляет десяток имен живущих у дороги соседей (многие — умерли), у кого через некоторое время обнаружили разную онкологию: рак кишечника, желудка, легких. По линии онкологии прооперирована и сама Любовь Богатырева.

Школа и детский сад находятся в одном большом здании (на фото — слева) | Источник: Илья Калинин / NGS.RUШкола и детский сад находятся в одном большом здании (на фото — слева) | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Школа и детский сад находятся в одном большом здании (на фото — слева)

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Пожилая женщина терпела, пока лет пять назад не дозвонилась на прямую линию с президентом Владимиром Путиным и не пожаловалась на «пыльную» жизнь. Через несколько дней в шесть утра, рассказывает Богатырева, её разбудил страшный грохот.

«Испугалась, думала, война началась. Гляжу в окно: машины какие-то кучи вываливают. Выскочила — что случилось? Асфальт вам кладём, говорят. Что, говорю, всю дорогу? — „Нет, только около вас“. Вот сюда до Сережи Толкачева проложили и туда — до Володи Усольцева. А дальше — пыль столбом», — вспоминает Любовь Богатырева.

Пыльную дорогу тогда не заасфальтировали, а засыпали кусками срезанного старого асфальта. И даже не всю, а только часть. Остальные участки — вдали от дома Богатыревой — продолжали пылить. В 2024 году пожилая женщина снова дозвонилась на прямую линию и опять рассказала про дорогу. Через какое-то время, говорит, раздался звонок: кто-то строго сказал, что дорогу возле вас положили, вот и не жалуйтесь. Кто это был, Богатырева так и не поняла.

«Помогите нам с дорогой! Люди-то задыхаются, а жить ведь хочется. Пусть нам и по 70-лет… Нам же говорят, что село наше — неперспективное», — буквально со слезами на глазах просит женщина.

«Людям нужен асфальт — нормальное желание»

Дорогу возле автобусной остановки сильно подмыло  | Источник: Илья Калинин / NGS.RUДорогу возле автобусной остановки сильно подмыло  | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Дорогу возле автобусной остановки сильно подмыло

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Глава муниципального образования Меретский сельсовет Андрей Дерябин в разговоре с корреспондентом НГС объясняет, что дорожная проблема появилась давно: когда строили трассу, не сделали габионы — укрепление берега из сетки с камнями. А еще водоотведение, по мнению Дерябина, сделали неправильно: дождевая вода в селе не уходит в трубы, а течет через дорогу, постоянно размывая берег. Письма о проблеме, уточняет глава сельсовета, они пишут еще с 2018 года, но приходят примерно одни и те же ответы: денег нет.

«Мы писали в ТУАД и в Министерство природы. ТУАД отвечает, что ничего не могут сделать, потому что она (река Быструшка — Прим. ред.) еще не дошла до их территории — до дороги. В министерстве природных ресурсов говорят, что пока денег нет на габионы. Как наступит совсем угроза, тогда, мол, будут принимать меры. Пока терпимо: там до дороги [от реки] где-то около двух метров», — сообщил журналисту глава Меретского сельсовета.

Сельсовету также предложили купить машину и водой поливать пыль на дороге. Дерябин в свою очередь предложил передать отрезок трассы в ведение сельсовета, чтобы они могли сами ее заасфальтировать. Но ни первый, ни второй вариант реализовать не получается.

«Я не могу сказать, как решить проблему дороги, — честно признался Дерябин. — Да и эта дорога принадлежит ТУАДау, поэтому мы вопрос никак решить не можем — только письма писать. Мы их и пишем».

Центральная площадь, которую выложили «заплатками» асфальта | Источник: Илья Калинин / NGS.RUЦентральная площадь, которую выложили «заплатками» асфальта | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Центральная площадь, которую выложили «заплатками» асфальта

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Первый заместитель главы администрации Сузунского района Евгений Киль тоже хорошо осведомлен о проблеме. И тоже рассуждает о том, что не хватает финансирования, а дорога принадлежит территориальному управлению автодорог.

«Думаю, асфальта — как реального покрытия — в ближайшее время там не будет. Людям нужен асфальт от Сузуна до Мерети и по улице Чкалова — это нормальное желание. Я тоже хочу асфальт. Но… пока есть дефицит финансирования. <…> Чтобы это оврагообразование прекратить, там надо реализовать сложный комплекс инженерных мероприятий, а это дорого, проще пока засыпать. Так же, как и 60-70 лет это делалось», — пояснил Евгений Киль.

По словам чиновника, бюджет тратится по приоритетным направлениям. Сейчас — на дорогу Сузун — Битки — Преображенка, потому что в этом направлении больше сел и много крупных хозяйств. В 2026 году по этой трассе заасфальтируют 4,5 километра проезжей части в районе села Болтово и потратят на это, уточнил Киль, 500 миллионов рублей.

Для понимания масштаба: длина всей дороги Сузун — Битки — Преображенка — 70 километров. До ее полного ремонта, заметил Евгений Киль, вопрос дороги на Мереть подниматься не будет.

«Выделение средств не предусмотрено»

Такие маски в советское время делали в местном леспромхозе | Источник: Илья Калинин / NGS.RUТакие маски в советское время делали в местном леспромхозе | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Такие маски в советское время делали в местном леспромхозе

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

В ГКУ НСО «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (ТУАД) в ответе на журналистский запрос сообщили, что регламентные виды работ — например, ямочный ремонт — на дороге Сузун-Мереть выполняются исходя из текущих лимитов финансирования. Капитальный ремонт дороги не планируется.

«В соответствии с Законом Новосибирской области от 20.12.2024 г. № 546- ОЗ „Об областном бюджете Новосибирской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов“ выделение средств на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автодороги „Сузун — Мереть“ в 2025–2027 годах не предусмотрено», — пояснили в ТУАД.

Еще в ТУАД сообщили, что в 2025 году жалоб о плохом проезде на участке от поселка Сузун до села Верх-Сузун не поступало. При этом село Верх-Сузун находится между Сузуном и селом Мереть. О каких-либо жалобах на дорогу от села Верх-Сузун до Мерети в ответе ТУАД не сказано.

В управлении также считают, что размытый берег возле автобусной остановки у села Мереть находится за пределами автомобильной дороги — на земле Меретского сельсовета. Поэтому, мол, ликвидацией оврага должен заниматься сельсовет.

От обвалившегося берега открестились все учреждения и службы | Источник: Илья Калинин / NGS.RUОт обвалившегося берега открестились все учреждения и службы | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

От обвалившегося берега открестились все учреждения и службы

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

В Министерстве транспорта Новосибирской области дали ответ полностью схожий с ответом ТУАД — слово в слово. Но прислали его после ответа из управления.

В министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области тоже открестились от проблемы с размытым берегом реки, заметив, что ничего не знают о планах по его укреплению, так как это не их ответственность.

«Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов», — прокомментировал министр Евгений Шестернин.

Жителям села говорят о неперспективности их места, оправдывая отсутствие нормального ремонта дороги | Источник: Илья Калинин / NGS.RUЖителям села говорят о неперспективности их места, оправдывая отсутствие нормального ремонта дороги | Источник: Илья Калинин / NGS.RU

Жителям села говорят о неперспективности их места, оправдывая отсутствие нормального ремонта дороги

Источник:

Илья Калинин / NGS.RU

Когда материал был готов к публикации, местные жители сообщили корреспонденту НГС, что на размытое место кто-то привез песок, а на дороге вдоль улицы Чкалова насыпали асфальтовую крошку.

«Ямы на дороге не заделали — много их осталось… А песок просто высыпали на размытое место. Первый дождь смоет этот песок в реку. В общем, сделали для галочки», — пояснила Елена Потылицына.

В начале года НГС рассказал о селе Барабинского района, которое могло бы стать курортом, но не стало.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE9
Смех
TYPE_HAPPY5
Удивление
TYPE_SURPRISED3
Гнев
TYPE_ANGRY18
Печаль
TYPE_SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
172
Форумы
Игры
Аномальная рыбалка
12+
Аномальная рыбалка
Рыбачь в мире после катастрофы. Лови мутантов, находи артефакты, участвуй в рейдах и раскрывай тайны этого мира.
Играть онлайн
Шарики: первое место
6+
Шарики: первое место
Лопай шарики в залипательной игре, проходи уровни, покоряй новые рекорды и занимай первые места!
Играть онлайн
Северное слияние
6+
Северное слияние
Новый хит для любителей игры жанра Соедини 3!
Играть онлайн
Магический мир
6+
Магический мир
Уникальная игра, объединяющая популярные механики Match3 и пошаговые бои!
Играть онлайн
Warfare 1942
18+
Warfare 1942
Испытайте захватывающие сражения Второй мировой войны: быстрые бои, огромный арсенал, настройка, танки и стратегия на разнообразных картах!
Играть онлайн
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Промокоды
Скидка 300 ₽ на первый заказ от 1200 ₽ в Екатеринбурге (суммируется со скидками)Скидка 300 ₽ на первый заказ от 1200 ₽ в Екатеринбурге (суммируется со скидками)
Скидка 300 ₽ на первый заказ от 1200 ₽ в Екатеринбурге (суммируется со скидками)
Заканчивается 31 декабря, 2025
Скидка на первый и все повторные заказы: 15% от 4 000 ₽ / 20% от 8 000 ₽ / 25% от 12 000 ₽Скидка на первый и все повторные заказы: 15% от 4 000 ₽ / 20% от 8 000 ₽ / 25% от 12 000 ₽
Скидка на первый и все повторные заказы: 15% от 4 000 ₽ / 20% от 8 000 ₽ / 25% от 12 000 ₽
Заканчивается 17 ноября, 2025
Скидка 30% на первый заказ от 3000 ₽, не суммируется c акциями (не более 1000 ₽)Скидка 30% на первый заказ от 3000 ₽, не суммируется c акциями (не более 1000 ₽)
Скидка 30% на первый заказ от 3000 ₽, не суммируется c акциями (не более 1000 ₽)
Заканчивается 14 ноября, 2025
Все промокоды