
В спидбот Expresso Golfinho может вместиться 170 человек
У новосибирцев часто возникают идеи, как решить проблему пробок. Можно расширить сеть железных дорог, сделать качественные автомобильные дороги или построить развязки. Есть идеи с нестандартным подходом. Одна из них возникла у жителя Новосибирска, который пожелал остаться анонимным. Новосибирец предложил развить водный транспорт и добираться до центра города на быстрых и современных лодках. Он даже сделал расчеты и написал письма в «Речфлот» и губернатору области. Дальше — от первого лица.
Новосибирск сильно отстает по уровню развития водного транспорта от Санкт-Петербурга и даже от Красноярска. Ситуация бедственная, и никто не хочет ее исправлять. Вопрос требует обсуждения. Я считаю, что нам нужны спидботы — скоростные лодки с удлиненным мотором.
Я много путешествовал по миру. В Бразилии в самом сердце джунглей сплавлялся по Амазонке на спидботе, который несется со скоростью 70 км/ч. Почти без остановок. Он как наш экспресс-поезд: иногда на две минуты причаливает к пристани для посадки и высадки пассажиров. У него есть возможность разворачиваться на 360 градусов. Подлетел и тут же повернулся. Мы шли без остановок. Даже ночью. За полтора дня проплыли 1200 километров.
А потом я вернулся в Новосибирск. У меня дача в Бибихе, и туда очень трудно добираться: транспорт практически не ходит, пенсионеры вынуждены ждать маршрутки. Если их нет, то скидываются и оплачивают кому-то дорогу. Минимум полтора-два часа в пути.
Есть другой вариант. От «Речфлота» 2–3 раза в неделю ходит речной трамвай «Москва». Идет три часа. Красиво там, конечно, но любоваться можно один раз. Обратно против течения он идет четыре часа, и вообще не кайф: красоты приедаются. Суда старые и убитые, последние двадцать лет без перемен. Как будто ждут, что они выйдут из строя, чтобы распилить и сдать их на металлолом. А когда река мелеет, то маршрут отменяют. Тогда Бибиха, Кудряши и все остальные практически остаются без транспорта.

По Амазонке такие спидботы ходят постоянно
Недавно мне бросилась в глаза статья о том, как утром люди выбираются из микрорайона Шлюз, и я подумал: «У нас же здесь река свободная». Если запустить спидботы, то от Шлюза до «Речного вокзала» можно будет добираться за 30–35 минут. В маршрут можно включить прибрежные ЖК. С остановками у ЖК «Речной берег», «Зеленый Мыс», «Солнечный», «Волна» и у причала «Центральный» путь займет 40–45 минут. В перспективе маршрут можно продлить в сторону дачных участков.
Я посчитал, что проезд в одну сторону обойдется в сумму около 200 рублей. Для пенсионеров, студентов и школьников с учетом льгот выйдет примерно 100 рублей. Интервалы движения спидботов можно регулировать: в час пик отправлять больше рейсов, к вечеру — меньше.
Я предлагаю маневренные суда класса Expresso Golfinho с низкой осадкой. Их вместимость — 170 человек, скорость — 70 км/ч, есть возможность подплывать на полметра к берегу. Судно стоит 2,5 миллиона евро. По актуальному курсу это 237,5 миллиона рублей. При среднем тарифе в 175 рублей и загрузкой судна 70% с 10 рейсов в день выручка составит 208 250 рублей. Сезон длится 180 дней, то есть за один год выручка составит 37,4 миллиона рублей.
На топливо при 10 рейсах в день будет уходить 72 тысячи рублей. За сезон это 12,9 миллиона. На зарплату экипажу из трех человек в сезон нужно минимум 900 тысяч рублей. Плюс техническое обслуживание — 500 тысяч, прочие расходы: страховка, портовые сборы и другое — 1 миллион рублей. Итого — расходы в 27,8 миллиона рублей за сезон.
Чистая прибыль составит 9,6 миллиона рублей в год. В таком случае судно окупится через 13 лет. Можно увеличить загрузку до 85%, тогда окупаемость ускорится до 11 лет. Можно повысить тариф до 200 рублей — срок станет 9 лет. Возможны варианты государственных субсидий в виде компенсации топлива или привлечения туристических рейсов.
Кроме 10 рейсов в одну сторону, можно запускать еще 10 обратно. Даже если в обратном направлении будет меньше пассажиров (например, заполняемость 50%), то срок окупаемости сократится до 5 лет. А если спидботы наберут популярность и заполняемость составит 70%, Expresso Golfinho окупится за три года. Расчеты актуальны для одного судна. Пилотный запуск 2–3 судов дополнительно улучшит экономику за счет масштабирования предприятия.
Анализ ситуации показывает, что Новосибирску нужны реформы, чтобы сделать водный транспорт элементом городской мобильности. Если внести его в федеральную программу «Умный город», синхронизировать с общественным транспортом и метро, можно добиться заметных результатов. Плюс инвестиции. В Санкт-Петербурге развитие водного транспорта поддерживают государственными субсидиями.
Я отправил свои предложения в «Речфлот», но там мне не ответили. Возможно, привлечь внимание к теме можно через опрос новосибирцев. Если большинство проголосует за развитие водного транспорта, проигнорировать вопрос будет сложнее.
Вы бы ездили на водном транспорте?
Что еще почитать?
«Новосибирск громко заявил бы о себе»: сибиряк предложил решить проблему пробок «воздушным метро» — схема прилагается.
«Выбора нет — вынуждены опаздывать»: жители Шлюза теряют часы в ожидании автобусов — репортаж с переполненной остановки.
Приехали, конечная: что бесит водителей новосибирских автобусов и как выглядят места, где они должны отдыхать.
автор колонки попросил остаться анонимным