
На Шлюз приезжают с ОбьГЭСа: для жителей микрорайона у Обского моря это пересадочный пункт
Чтобы удачно и без проблем выбраться из микрорайона Шлюз, вам надо идеально продумать маршрут, надеяться, что все автобусы приедут вовремя, и знать расписание электричек. Микрорайон ошибок не прощает — у вас только один шанс на то, чтобы добраться до «Речного вокзала». Отсутствие альтернативы получилось из-за перехода города на систему магистральных маршрутов. В мэрии уверяют, что это самый удобный вариант для мегаполиса, а для корреспондентов НГС это звучит как вызов — так что мы отправились в час пик в Шлюз, чтобы узнать, как там обстоят дела с общественным транспортом.
Переплатить и подождать

Поездка до Шлюза обошлась в 93 рубля
Утром на «Речном вокзале» пара десятков пассажиров ждут электричку в Академгородок. Среди них несколько молодых людей, которых можно принять за студентов. От станции до университета придется еще добираться на маршрутках и автобусах, зато на электричке доехать можно без пробок.
Проезд до «Сеятеля» стоит 53 рубля, отправляется электричка в семь утра. Следующая будет через 50 минут, потом в 08:39. В среднем попасть на электричку можно раз в час. Но это только один из этапов по пути в Шлюз.
От «Сеятеля» добраться до небольшого района можно разными способами. Помимо автобуса № 36 «Микрорайон Щ» — «Ул. Колыванская», маршрутки № 43 «Торговый центр» — «ОРМЗ» и автобуса № 23 «Кутателадзе» — «Таврическая», есть еще маршрутка № 141, но до ее остановки идти 18 минут.
Самый популярный — автобус № 36. Он приезжает через четыре минуты после того, как мы добираемся до остановки по надземному переходу. Большой плюс этого автобуса — он не делает круг по всему Академгородку, а едет прямо до остановки «Шлюз». Проезд стоит 40 рублей.

На маршрутах ездят новые автобусы с валидаторами
Остановка «Шлюз» находится на кольце, так что через нее проезжают автобусы в разные стороны. Автобусы № 23, которые ездят по дамбе, почти всегда приезжают парой — то есть в разные стороны на остановке стоит сразу два автобуса.
До Шлюза мы добираемся к 07:55, потратив на дорогу в одну сторону меньше часа и 93 рубля. Сразу видим несколько подъезжающих автобусов № 23: они приезжают уже переполненными, но пользуются популярностью и у жителей Шлюза. Автобусы № 36 тоже заполняются быстро в обе стороны. Маршрутки появляются редко, и их, как говорят местные жители, немного.
«Нужного количества автобусов не добавили»

Основной способ передвижения в микрорайоне — автобусы
Елена Ивановна живет рядом с конечной, но говорит, что приходится ходить до остановки «Шлюз» на кольце. По данным 2ГИС, на конечной, «Белоусова», останавливаются три маршрута, но женщина уверяет, что на деле там стоит только 52-я маршрутка — и стоять может долго.
«В городе троллейбусы, трамваи, метро, а у нас только автобусы. Маршрутки практически все убрали, а нужного количества автобусов, конечно, не добавили. Некоторых автобусов не хватает», — говорит сибирячка.
Елена Ивановна ездит из Шлюза в Академгородок. У нее есть сразу несколько маршрутов для этого, но маршрутку № 52 она игнорирует и ждет автобус.

Остановка «Шлюз» находится на кольце — она не конечная, но в числе самых популярных
Сонная девушка рано утром на остановке ждет автобус № 36, чтобы доехать до Первомайки. Она переехала на Шлюз недавно.
«Здесь всё нормально, в порядке. С проблемами не сталкивалась», — лаконично отвечает она.
Ее поддерживает другая жительница, которая тоже ездит на автобусе № 36. Она признаёт, что иногда приходится подождать, но это не очень ее напрягает.
Галина и Нина возят детей в коррекционную школу, которая находится в Шлюзе. Ездят каждое утро из Матвеевки и говорят, что иногда приходится ждать автобус № 36 по полчаса.
«Вот 23-й хорошо ходит, только мы на нем не ездим. Хотелось бы, чтобы автобус № 36 так же ходил. По полчаса стоять с ребенком тяжело. Но водители хорошие, аккуратно ездят», — говорят женщины.
По такому маршруту они возят детей в школу уже около года; ситуация за это время, по их наблюдениям, никак не изменилась.

Автобус № 36 — основной на Шлюзе
Час пик на Шлюзе, видимо, в 07:30–08:00 — в это время на линии много автобусов, в том числе несколько на маршруте № 36. В 08:20 мы собираемся поехать на нем до «Речного вокзала». По расписанию он должен прибыть через 10 минут, но на онлайн-картах его не видно. А потом приходит понимание, что вовремя никто не приедет.
Спустя полчаса ожидания ноги замерзли. Вместе с небольшой группой пассажиров, которая к этому моменту собралась на остановке, в 08:50 мы наконец-то забрались в салон и даже нашли место, где можно присесть. Как нам и обещали местные жители, ждать автобус пришлось полчаса.
К «Сеятелю» опоздавший автобус приезжает к 09:07. Если бы мы выбрали для обратного пути снова электричку, то не успели бы к поезду на 09:08, пришлось бы ждать следующий на 09:40.
Нам на удивление повезло: пробок на Большевистской не было, и на «Речной вокзал» автобус прибыл к 09:46.
«Существенно экономит ресурсы»

Раньше у жителей была удобная маршрутка № 6, но ее убрали
Одна из проблем, как отмечают местные жители, в том, что автобус № 36 сейчас — единственный вариант уехать в город без пересадок. Популярную маршрутку № 6 отменили.
«Сейчас выбора нет, и если 36-й автобус не пришел по расписанию, жители — заложники ситуации. Вынуждены опаздывать и на работу, и на учебу», — объясняют проблему в группе «У нас на Шлюзе» во «ВКонтакте».
Осенью 2024 года проблема с автобусом № 36 стала критической. Всё обострилось настолько, что в дело вмешалась прокуратура Новосибирской области. Одна из жительниц Советского района дошла до личного приема у прокурора области Александра Бучмана. Он поручил организовать проверку, и по ее результатам правоохранители вынесли представление начальнику департамента транспорта.

На остановке «Шлюз» даже голуби чего-то ждут
«По результатам его рассмотрения департаментом приняты меры к обеспечению транспортной доступности жителей района. В настоящее время среднесуточный выпуск подвижного состава составляет 87,5%, на момент обращения в прокуратуру — 54–57%. Ситуация остается на контроле в прокуратуре», — сообщили в пресс-службе прокуратуры в ноябре 2024 года.
Начальник управления организации пассажирских перевозок мэрии Михаил Никулин на пресс-конференции в начале апреля объяснил, что к магистральным маршрутам есть федеральные требования. По его словам, в часы пик — с 7 до 9 утром и с 17 до 19 часов — интервалы движения у таких маршрутов должны быть не больше 10 минут. В остальное время автобусы могут приходить на остановки раз в 20 минут.

Пустыми автобусы № 36 не ходят
Также есть критерии по расписанию: 85% рейсов обязаны приезжать четко в установленное время.
«Транспортная сеть должна строиться так, чтобы из каждого крупного жилого района был один магистральный маршрут, который соединяет его с крупным транспортно-пересадочным центром города. Остальные уже должны быть подвозящие с обеспечением удобной пересадки», — объяснил Михаил Никулин.
Но удобная пересадка — это не только инфраструктура, добавил он, но и финансовая доступность. Из-за магистральной сети людям приходится платить несколько раз. В Новосибирске финансовую доступность обеспечивает безлимитный тариф — 2650 рублей в месяц. Его стоимость не повышали три года, хотя на разовые поездки цены повышаются на 5 рублей каждый год. Тариф действует по карте жителя Новосибирской области.
«Это делается специально для того, чтобы гражданам обеспечить доступность пересадочного тарифа. Практика показывает, что такая схема построения маршрутной сети позволяет меньше затрачивать времени. А также существенно экономит ресурсы транспортной отрасли на перевозку пассажиров и обеспечивает удовлетворительное качество», — заметил Михаил Никулин.
Мэрия собирается продолжать идти по этому пути: невозможно сделать прямые маршруты до площади Маркса и до «Речного вокзала» из каждого микрорайона.
Корреспондент НГС направила запрос в мэрию, чтобы узнать, жалуются ли жители на автобусы сейчас и насколько маршрут № 36 обеспечен автобусами.
Что еще почитать по теме?
Приехали, конечная: что бесит водителей новосибирских автобусов и как выглядят места, где они должны отдыхать.
«Лучше бы больницу достроили»: жителям Ключ-Камышенского плато пообещали прямую дорогу к центру города — почему они ее не хотят.
Живущие на краю: как добираются на работу жители «Радуги Сибири» — репортаж из темноты, сугробов и редких переполненных пазиков.