Снегопады нынешней зимы в Новосибирске побили рекорд 1987 года. Снега выпало много с самого начала года, а 28 января МЧС предупредила о новых метелях и заносах. Горожане уже пережили все 5 стадий модели Кюблер-Росс, которые часто становятся поводом для мемов: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. После жалоб и комментариев про заваленные снегом улицы, пробки и тарифы на такси, ситуацию со снежной кашей на дорогах стали воспринимать с юмором. Недавно многие пользователи Instagram делились смешным видео про то, как бог раздавал снег — Новосибирску, естественно, досталось больше всех.
На самом деле такой разгул стихии накрыл не только наш город. Например, Канаду тоже завалило снегом настолько, что мэру Ньюфаундленда пришлось объявить о чрезвычайной ситуации и запретить горожанам выезжать на улицы, чтобы те не мешали уборочной технике. Проезжую часть откапывает в том числе и армия. В других городах Канады мэры призывают горожан захватить с собой лопаты и побольше соли. Правда, в одном из них — в Ванкувере — в магазинах реагенты закончились, и разгневанные жители требуют от мэрии поделиться своими запасами.
Специалисты отмечают, что во всем мире растут объемы потребления антигололедных реагентов. США за последний десяток лет увеличили их использование в 4 раза и теперь за зиму высыпают на дороги порядка 24 миллионов тонн материалов. Норвегия и Швеция — до 350 тысяч и 130 тысяч тонн соответственно. Другие страны не отстают. Почему так происходит и какие противогололедные реагенты рекомендуют ученые?
Больше машин — жестче требования
Чем чище дорога, тем быстрее и безопасней движение. Во всем мире действует универсальное правило: меньше 3000 автомобилей в сутки — допускают снег, который посыпают, как правило, каменной крошкой, и ограничивают скорость движения до 30–40 км/ч. Если интенсивность движения выше, дано порядка 2 часов на очистку дорог до чистого асфальта. Такого результата возможно добиться только с применением реагентов, которые топят лед и снег, и техники. Так как в мире растет число автомобилей, всё больше дорог переходит в категорию с высокими требованиями к их содержанию зимой. Отсюда всё большая потребность в материалах, плавящих снег.
Не сыпьте натрий хлор на рану
Обычную соль (хлорид натрия, техническая соль, NaCl) до сих пор активно используют за рубежом, чтобы обеспечить безопасность на дорогах зимой. Однако экологи во всем мире призывают сокращать применение хлорида натрия за счет добавления к нему других видов солей.
Применение только хлорида натрия уплотняет грунт, из-за чего затрудняется водо- и воздухообмен, а недостаток кислорода и воды губителен для растений. Поэтому «засоленность» в окружающей среде является одной из главных забот экологов во всем мире.
Канадские и европейские ученые всё настойчивей выступают за добавление в состав реагентов для зимнего содержания дорог других солей, чтобы сократить потребление хлорида натрия, или просто соли.
Эксперты сходятся во мнении, что хлорид кальция и калия, карбамид и формиаты позволяют снизить воздействие хлорида натрия на окружающую среду. Исследования Технического департамента транспорта, дорог, строительства мостов и дорожной безопасности Франции показали, что продукты, содержащие формиат, имеют более мягкое воздействие на био-организмы, чем техническая соль. К тому же такие материалы оказывают меньше коррозийного влияния на металл.
Кстати, ученые подсчитали, что в США тратят 5 миллиардов долларов в год на ремонт инфраструктуры, чтобы исправить последствия использования технической соли на дорогах зимой.
Песок-убийца
За последние пару десятилетий накопилось достаточно много исследований, которые показали, что песок и пескосоляная смесь намного опасней, чем мы думали. Во-первых, Всемирная организация здравоохранения доказала вред пыли и мелких частиц песка, которые образуются от использования песка в качестве инструмента борьбы с зимней скользкостью. Каждая седьмая смерть на планете, по данным Всемирной организации здравоохранения, происходит из-за пыли, которая образуется в том числе из-за песка на дорогах. Исследования российского университета при Министерстве здравоохранения РФ подтвердили, что песчаный смет на дороге представляет крайне токсичную для человека смесь, способную вызывать заболевания легких и сердца. В целях снижения запыленности воздуха за рубежом резко снизились объемы использования пескосоляных смесей.
— Применение песка с солью требует значительно больших затрат, — говорит Дэйв Лаурент, представитель Департамента городского хозяйства города Камден, штат Мэн, США, где в этом году более чем вдвое сократили использование песка в пользу «предварительно смоченных», или, двухфазных реагентов. — Так как песок всё время сдувается с дороги, его приходится рассыпать ещё и ещё. И в итоге на проезжей части всё равно собирается снежный накат, который трудно очистить. К тому же из-за песка с солью образуются трещины в асфальте при потеплении. Не говоря уже о забитых ливневых канализациях, загрязнении воздуха и водоемов.
Негативное воздействие песка на водных обитателей подтверждает и профессор Эрик Бенбоу, эколог из Университета Дэйтона, штат Огайо, США: «Я и мои коллеги обнаружили, что песок, разбрасываемый на дорогах, оказывает негативное влияние на водные организмы значительно сильнее, чем реагенты, — говорит Эрик Бенбоу. — Он засоряет места обитания личинок насекомых, живущих в ручьях и водоемах. Что влияет на всю цепочку питания и сказывается в итоге на рыбах».
При этом реагенты, которые используют на дорогах зимой, настолько сильно разбавляются талым снегом, что их доля становится ничтожной. Данные утверждения подтвердились на практике не только за рубежом. В Москве реагенты используются более 10 лет, и данные экологического мониторинга показывают, что содержание хлоридов в водных объектах находится в разы ниже допустимых концентраций.
Песок — источник грязи
Применение песка и смесей с ним зимой как инструмента борьбы с гололедом еще остается в некоторых уголках на дорогах России как пережиток с тех давних пор, когда не существовало эффективных и технологичных способов борьбы с зимней скользкостью, а о влиянии на здоровье людей и последствиях для окружающей среды никто и не задумывался. Очевиден пример из нашей жизни: если на дороги города зимой высыпают песок сотнями тонн, именно песок и становится основой той грязной «каши», которая образуется на дорогах. Проблема только усугубляется по весне, когда снег и лед растает: песок остается. Поскольку, по словам дорожников, песок убрать с поверхностей дорог крайне тяжело или вовсе невозможно, он превращается в убийцу для жителей города и окружающей среды.
Двухфазный выход из положения
При растущем автомобильном потоке и однозначном вреде технической соли и песка, выходом из положения дорожники во всем мире видят в применении многокомпонентных двухфазных материалов. Они не сдуваются с полотна, более эффективно плавят лед, а нормы расхода значительно ниже, чем у сухих аналогов. В Новосибирске в этом году применяют двухфазную композицию «Бионорд» на Красном проспекте, Ипподромской, Гоголя и других улицах с высоким трафиком. Карту всех улиц можно посмотреть по ссылке. Остальные улицы по-прежнему посыпают песком с солью.
В состав противогололедного материала «Бионорд», который начали выборочно применять в городе, как раз входят те вещества, которые и рекомендуют эксперты во всем мире для снижения активности технической соли. Среди компонентов этого реагента есть в том числе формиат натрия — биоразлагаемая соль, которая распадается на воду и углекислый газ, не накапливаясь в грунте, и снижает коррозию металла.
Многокомпонентные противогололедные материалы в сухой или двухфазной композиции в России применяют более 50 городов. В создании двухфазных материалов были учтены исследования не только отечественных ученых, но и передовые практики из-за рубежа.Таким образом, наш город тоже вошел в растущий мировой дорожный тренд.