NGS
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+9°

пасмурно, дождь

ощущается как +6

4 м/c,

ю-в.

747мм 82%
Подробнее
1 Пробки
USD 94,09
EUR 100,53
Реклама
Дороги и транспорт Новосибирск в снегу: сравнили «Бионорд» и песок и вспомнили, как выглядели дороги города раньше

Новосибирск в снегу: сравнили «Бионорд» и песок и вспомнили, как выглядели дороги города раньше

Директор ДЭУ рассказал, как чистит улицы, имея в три раза меньше техники, чем нужно по нормативу

С 2018 года в Новосибирске для борьбы со снегом и гололедом на некоторых дорогах вместо пескосмеси используют современный реагент «Бионорд». Им давно пользуются более чем в 60 городах России, среди которых Москва, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Хабаровск, Красноярск и другие. В нашем городе эта вторая зима. Но именно сейчас в соцсетях и в комментариях к статьям в СМИ муссируют недовольство, что якобы реагент виновен в снежной каше, плохом сцеплении и грязи. Мы решили вернуться в прошлое и посмотреть, насколько чистыми были дороги во времена без «Бионорда» и разобрались, какие улицы обрабатывают реагентом.

Дороги Новосибирска скрылись за толстым слоем грязи. 21 декабря 2017 года

Многие помнят, как после первого приезда блогера Ильи Варламова жители Новосибирска разделились на два лагеря: одни ругали москвича о публикации в ЖЖ, другие его хвалили и перечисляли улицы, где еще есть горы снега, гололед и грязь от песка и соли. Это было в 2013 году, но если вы посмотрите фото зимы или начала весны 2014, 2015 и даже 2017 года — все они будут выглядеть примерно одинаково: грязный снег на автомобильных дорогах, тротуарах и во дворах. Он и сейчас есть. В основном на тех улицах, где до сих пор сыпят песок.

Современным материалом в Новосибирске обрабатывают лишь несколько дорог. Так что причина грязи, как была много лет, так и осталась — в десятках тысяч тонн песка, щедро разбрасываемых на проезжей части.

По словам экспертов, любой противогололедный материал в процессе работы образовывает откатную кашу. Вопрос в ее объеме. С песком такой каши гораздо больше.

«Если применялась пескосоляная смесь, то каша получается в зависимости от температуры и концентрации. Чем больше соли и выше температура, тем больше каши. Смесь дробления тоже может превращать дорожную сеть в жижу», — заметил глава администрации Советского района Дмитрий Михайлович Оленников.

Алексей Николаевич Лыков, директор ДЭУ Советского района отметил, что «Бионорд» полностью устраивает дорожное учреждение (ДЭУ). Во-первых, по оперативности срабатывания и качеству работы. Реагент в процессе плавления снежных накатов и наносных снегопадов уменьшает их объем. Наглядный пример — валы вдоль проезжей части стали заметно меньше по объему.

А не забыли, как выглядели обочины и город по весне пару лет назад?

Гора заледеневшей грязи высотой с двухэтажный дом, май 2013 года

«Если вы обратите внимание, там, где мы работаем классическими пескосоляными смесями, валы не уменьшаются в объемах. Даже наоборот: пескосоляная смесь является «наполнителем». Будто взяли и «надули» снежный вал еще и пескосоляной смесью», — подчеркнул эксперт.

Пыли стало меньше

Не для всех очевидная, но прямая связь: зимой песок — весной пыль. Помните, как Новосибирск прозвали Пылесибирском? Такой «ребрендинг» произошел благодаря снежным зимам, морозам и пескосоляной смеси. До 2013 года в городе применяли обычные речные пески, не заморачиваясь, сколько в них глины и пыли. Пока общественность не заставила обратить на это внимание.

«Материал начал эволюционировать на предмет уменьшения этих составляющих и увеличения фракционного состава. Сегодня мы используем не просто пески с повышенным модулем крупности, а фракционные пески, которые изготавливаются путем дробления горных пород и последующей их очистке в классификаторах», — пояснил Алексей Лыков.

Такой подход, а также замена части песка на растворимый реагент позволили сократить количество пыли. Хотя до идеала далеко. Но борьба с грязью и пылью — комплексная задача: газоны, бордюры, стройки и прочее.

И самое страшное в пыли не реагент. Его весной в дорожном смете практически нет, он растворяется со снегом. А вот пыль от котельных и заводов, выбросы автотранспорта, фенолы, формальдегиды, все это налипает на частицы песка и весной взлетает в воздух. Так что — меньше песка, меньше пыли.

О черных кучах, которыми покрылся Новосибирск, и что в них содержится много писали в 2017 году.

Яды, грязь и сажа. Что содержит снег Новосибирска. Март 2017 года.

Аварийность снизилась на 29%

Про дни жестянщика мы писали стабильно каждый год, как только происходило похолодание или оттепель. Скачки температуры через 0 увеличивали аварийность в несколько раз.

В 2013 году 24 октября произошел резкий скачок аварийности на дорогах Новосибирска. Всего было зафиксировано 46 аварий с материальным ущербом и 4 наезда на пешеходов

Из-за внезапно выпавшего снега город стоял в 10-балльных пробках еще несколько дней. Машины бились из-за гололедицы. Последний год массовых аварий и снежного плена на дорогах удается избежать.

«Накоплена статистика по ДТП: аварийность снизилась на 29% по сравнению с предыдущим периодом. Количество погибших уменьшилось на 13%, а пострадавших — на 27%. Нет сомнений, что именно «Бионорд» сыграл решающую роль в безопасности дорожного движения», — подтвердил Алексей Николаевич Лыков, директор ДЭУ Советского района.

К слову сказать, наши соседи — Красноярск, который тоже две зимы применяет «Бионорд», получил схожий результат. Аварийность из-за зимней скользкости по сравнению с периодами, когда реагент не использовали, сократилась более чем на четверть. А вот на улицах, где вернули на время песок — возросла. В Екатеринбурге за время использования материала число «зимних» ДТП упало на 72%, в Москве на 67%, в Казани — на 45%.

Задача победить снег в Сибири — сложная. Но на тех улицах, где применяют «Бионорд» дорожная ситуация улучшилась, говорят инспекторы ГИБДД. Мы составили карту, какие дороги до сих пор обрабатывают по старинке — песко-гравийной смесью, а на каких со снегом борется «Бионорд». Красным выделены улицы, которые посыпают песком, синим — «Бионордом».

Эксперты сравнили «Бионорд» с песко-соляной смесью по некоторым параметрам и вот что у них получилось.

«Бионорд работает на улицах нашего района очень неплохо. Его использование обеспечивает требования ГОСТа-50597 — это основной ГОСТ, который регламентирует процессы содержания проезжей части в рамках безопасности движения. Материал способен бороться со скользкостью до -25 градусов. Концентрация распределения по проезжей части меняется в зависимости от температурного режима. Даже пескосоляная смесь, которую мы продолжаем применять все эти годы несмотря на эволюцию, никогда не работала при температуре ниже 15 градусов», — заявил Алексей Николаевич Лыков, директор ДЭУ Советского района.

В словах эксперта, как «Бионорд» топит снег, журналисты убедились лично в январе этого года, отправившись в 4 утра вместе с дорожниками посыпать главную артерию города — Красный проспект.

На обратном пути, журналисты заметили, что снег почти растаял. Именно так и действует «Бионорд»: его частицы, попав на дорогу, постепенно растворяются и заодно растворяют снег со льдом.

Директор ДЭУ Советского района дал характеристику реагенту: «"Бионорд" является противогололедным материалом химического исполнения. Из себя он представляет гранулы неправильной формы, которые содержат минеральные соли — хлорид натрия, хлорид кальция. Хлорид кальция выделяет тепло, а хлорид натрия, наоборот, поглощает тепло. Достигнут баланс: при плавлении снежной массы не остается избыток снега и не возникают накаты в результате обледенения. Таким образом, удается не осложнять ситуацию на проезжей части».

Ключевой фактор оперативности в борьбе с гололедом — наличие достаточного количества техники. А с этим в городе пока не очень. В некоторых районах от необходимого норматива — всего треть. И если бы не реагент, на дорогах было бы еще хуже, уверены дорожники.

«Самым большим аргументом для нас является отсутствие необходимого количества техники в ДЭУ Советского района: оснащение составляет лишь 32% от норматива! Должно быть три машины, а выходит одна. Как может ДЭУ в таком составе обеспечить безопасность дорожного движения, работая в классическом варианте с пескосоляной смесью, которую нужно внести, смести, внести, смести, убрать? Нет ни людей, ни техники. Часть этих проблем забирает «Бионорд». Ты внес, а сметать, если на дороге только небольшой слой льда нет смысла — это аргументировано и прописано, что при благоприятных погодных условиях его не надо сметать. Зачастую его даже можно не применять повторно на том же участке, потому что он хорошо справляется с уборкой наледи за раз.

Далеко не все комбинированные противогололедные материалы так работают. А сейчас начали применять двухфазный вариант «Бионорда», он еще лучше работает за счет того, что сокращается ширина его распределения — он не разносится вихревыми потоками, напрасно не растрачивается. Вся масса ложится на ширину обрабатываемой поверхности и отрабатывает на 100%!», — заключил Алексей Николаевич Лыков.

Конечно, технология «разбросал и оставил» имеет право на жизнь лишь в случае отсутствия осадков и наличии тонкого льда. Если идет снег, то его после «Бионорда», как и после песка нужно убирать.

Разница лишь в том, что «Бионорд», в отличие от песка, держит снег в талом состоянии до 7-8 часов и дает дорожникам возможность отложить эту операцию до ночи, когда интенсивность движения мала и уборочная техника не создаст помех движению.

Каким выглядел наш город раньше легко вспомнить, посмотрев на тротуары. Здесь за все эти годы ничего изменилось — посыпают песком с солью. Поэтому зимой жутко скользко, весной — грязно. Не тротуар, а полоса препятствий. За эту неделю более 700 человек не смогли ее преодолеть и попали в больницы.

Партнерский проект

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления