10 декабря Октябрьский районный суд Новосибирска решил взыскать с автодилера «МАКС Моторс» 880 тыс. руб. по иску бывшего клиента автосалона. Человеку продали Ford Focus с пробегом, скрыв информацию о том, что машина ранее была в ДТП и оснащена проблемной АКПП. Правда была раскрыта случайно — покупатель «Фокуса» нашел в бардачке документы, свидетельствующие о том, что предыдущая владелица ремонтировала машину в том же самом дилерском центре. Подробности судебного дела, рассказ пострадавшего и позиция дилера — в материале НГС.АВТО.
Вот это Фокус!
История непростых взаимоотношений новосибирца Александра Шувалова и ООО «МАКС Моторс Статус» подробно описана в решении Октябрьского районного суда от 10 декабря 2015 года.
По данным суда, 18 августа 2014 года г-н Шувалов купил за 630 тыс. руб. в салоне «МАКС Моторс Статус» автомобиль с пробегом — Ford Focus 2012 года выпуска. Поскольку фирменная гарантия заканчивалась 7 декабря 2014 года, автовладелец 6 декабря приобрел дополнительную гарантию на 3 года.
В июне 2015 года Александр обратился в «МАКС Моторс» из-за проблем с коробкой передач. В числе жалоб был треск на скорости 10–30 км/ч, а также рост оборотов при попытке переключения с 1-й на 2-й передачу (переключения не происходит, приходится переводить на N, затем на D). В компании подтвердили, что это гарантийный случай, но в установленный законом срок 45 дней авто так и не починили. Более того, автовладелец обнаружил странные обстоятельства. В договоре компания «МАКС Моторс» утверждала, что «продавцу неизвестно об устранении ранее в автомобиле каких-либо недостатков». Однако в бардачке машины г-н Шувалов нашел документы, подтверждающие, что предыдущая владелица обращалась в «МАКС Моторс» по поводу коробки передач и был проведен ремонт.
Более того, по словам руководителя общественной организации «Потребдозор» Антона Тихонова (представляет Шувалова в суде), предыдущая владелица дважды попадала на этом автомобиле в ДТП. «Она сдала им машину после аварий, но, продавая его новому владельцу, они заявили, что им неизвестно о ранее устраненных недостатках», — резюмировал юрист.
Судя по всему, бит «Фокус» был крепко. В решении суда есть данные о результатах диагностики от 8 апреля 2014 года (за 4 месяца до покупки машины Шуваловым): большой расход масла, при трогании с места повышенная вибрация, не устранены повреждения кузова, автомобиль при движении тянет влево.
Рассмотрев все доказательства, суд решил удовлетворить иск частично, взыскав с «МАКС Моторс» стоимость авто 630 тыс. руб., неустойку 150 тыс. и штраф 100 тыс. — итого 880 тыс. руб. Решение пока не вступило в силу.
Мнения сторон
Сам Александр Шувалов не вполне доволен решением суда — он рассчитывал получить сумму в районе миллиона рублей. «Они («МАКС Моторс». — М.В.) до сих пор не верят, что машина была неисправна, и собираются подавать апелляцию. Если бы не оплошность работников сервиса, которые оставили документы в бардачке, я думаю, не удалось бы ничего доказать в суде. Мы не вполне довольны суммой. Если сейчас покупать такой же автомобиль, то придется потратить как раз миллион с копейками. Я хотел ездить на этом автомобиле и не знать никаких проблем, поэтому и докупил гарантию. Ездили к новому дилеру, там мне сказали, что починить тоже не смогут, так как нужных запчастей нет нигде. У них во дворе стоит 5 таких же машин с подобной проблемой. Теперь планирую покупать "японца" или "корейца", но точно не Ford», — рассказал г-н Шувалов.
В качестве официального комментария по делу пресс-секретарь ГК «МАКС Моторс» Михаил Фокин привел выдержки из жалобы компании на решение Октябрьского суда. Во-первых, в жалобе указано, что, поскольку авто с пробегом, то его продажа регулируется не только законом «О защите прав потребителей», но и специальными «Правилами отдельных видов товаров…». В этих правилах указано, что клиент имеет право требовать только замены купленного в подержанном состоянии товара, да и то при наличии существенного недостатка. Указанные проблемы с коробкой, по мнению компании, нельзя считать существенным недостатком, так как машина способна ездить и клиент эксплуатирует ее до сих пор.
Во-вторых, компания указывает, что ремонт не был произведен в течение 45 дней из-за отсутствия запчастей. Как только запчасти пришли, сервис готов был отремонтировать авто, о чем и уведомил истца.
В-третьих, юристы компании, ссылаясь на п. 10 «Правил…», отмечают, что продавец обязан или указать, что товар был в употреблении, или указать, что были устранены некие недостатки.
«Это очевидно и логично: не может потребитель, купивший товар, бывший в употреблении, и уплативший меньшую покупную стоимость, обладать одинаковым "набором прав" с покупателем такого же, но нового товара, учитывая, что б/у товар уже утратил часть своих потребительских свойств», — указано в жалобе «МАКС Моторс».
Что творится
Статистика гласит, что новосибирцы начали активно судиться с автодилерами в 2014 году. По данным портала «Судебные и нормативные акты РФ», в 2013 году новосибирские суды первой инстанции рассмотрели 41 дело, где в качестве ответчиков или других участников (за исключением истцов) фигурируют автодилеры. В 2014 году число таких дел подскочило до 90, а в 2015-м их было уже 98.
В большинстве случаев суд встает на сторону дилеров, признавая требования покупателей авто необоснованными. Примером компании с подобной судебной репутацией является «Новосибирск Авто» — из четырех рассмотренных дел всего в одном суд решил удовлетворить требования истца, да и то частично. Дважды удавалось доказать свою невиновность компании «Сармат». В качестве примера проигравших суды можно привести компании «СЛК-Моторс Север-Спорт» и ООО «Юг».
Марк Волков
Фото vk.com/mmtfordnsk