1 декабря среда

«Вам шашечки или ехать?»

Рассказы новосибирских таксистов-любителей: они берут клиентов когда хотят и зарабатывают даже на пути с работы

Поделиться

Поделиться

Таксист по совместительству

Системный администратор и популярный блогер Евгений не скрывает, что в свободное время подрабатывает в такси. Вот уже несколько месяцев владелец Nissan Micra в среднем 5 часов в неделю возит пассажиров в такси «Лидер». Выбор именно этой компании Евгений объяснил неподходящим форматом своей машины: «В других компаниях можно лучше заработать, но там зачастую нужен седан с двигателем от 1,5 л, а у меня малолитражка».

А во-вторых, я как минимум окупаю затраты на бензин — все равно каждый день приходится ездить с левого на правый берег на работу».

За последние годы рынок такси претерпел серьезные изменения. Развитие сетей коммуникации и распространение смартфонов позволяют предельно упростить систему взаимоотношений между таксомоторной компанией и водителем. Сегодня любому владельцу автомобиля достаточно заключить договор и установить себе на планшет или смартфон специальную программу, которая позволит подключаться к системе тогда, когда человек готов будет поработать таксистом. Требования у разных компаний могут немного отличаться. Например, в «Лидере», по словам Евгения, достаточно иметь леворульную иномарку (не бывшую в серьезных авариях и не старше 10 лет), а также опыт вождения от 3 лет.

Таксомоторные компании готовы привлекать водителей-совместителей, которые позволяют компаниям оперативней удовлетворять заявки от клиентов. Ведь заказавшему машину человеку важнее побыстрей доехать до точки назначения — к тому, что по вызову приезжает машина без логотипа, большинство из нас давно привыкли.

Прелесть такой системы еще и в том, что водитель может заключить договоры сразу с несколькими компаниями. Особенно удобно это при поездках в отдаленные районы — больше шансов найти клиента для обратной дороги и не ехать пустым.

В среднем Евгений таксует три раза в неделю — заказы обычно берет вечером после работы, с 17 до 23 часов, или в выходные дни. По его словам, за 4–5 часов за рулем, если нет сильных пробок, можно заработать «чистыми» 1,5–2 тыс. руб.

Средняя цена заказа в «Лидере» со скидкой составляет 110–150 руб., чуть выше в часы пик, в то время как в «Атласе» на 50–70 руб. дороже. Комиссия диспетчерской бывает двух видов: 15 % от суммы либо фиксированная — 28 руб. с заказа (кроме корпоративных клиентов).

Вкалывать как вол

Менеджер Светлана очень уверенно водит свой новый Volkswagen — многие мужчины позавидовали бы такой собранности на дороге. На основном месте работы Светлана трудится «2 через 2», а также более трех лет подрабатывает в нескольких фирмах такси одновременно. «Машина в кредит, поэтому и работаю», — признается девушка.

Было время, когда работа в такси была для нее основной, но за последние годы заработать стало сложнее, да и рынок изменился в худшую сторону. «Цена бензина только растет, а стоимость поездок, наоборот, падает. Появилось множество мелких контор и просто частников, которые сильно демпингуют — за 100 руб. готовы отвезти из одного конца города в другой, лишь бы отбить свой бензин. А многим людям все равно, на чем и с кем ездить — лишь бы было дешево», — говорит Светлана. Так, 2-3 года назад цены на услуги такси были выше и отношение людей к таксистам было более уважительным.

По ее словам, сегодня при работе в течение 10 часов удача, если останется 2–3 тыс. руб. после вычета всех трат.

На бензин за 10 часов уходит примерно 500 руб. (около 15 л). Год назад при интенсивном темпе работы можно было заработать 40–50 тыс. руб., сейчас с учетом постоянного роста цен эта сумма уже не кажется привлекательной, сетует водитель.

Впрочем, есть и те, для кого машина стала единственным кормильцем. Бывший строитель Андрей с 2008 года работает таксистом на несколько компаний, ездит на «Рено Логан». В кризис Андрей много потерял и больше в строительство решил не возвращаться. Сейчас работать приходится очень напряженно — дома у него 4 детей и жена.

В месяц Андрей зарабатывает примерно 50–60 тыс. руб., однако легкими эти деньги не назовешь: сидячий образ жизни, неправильное питание, недостаточно сна — все это не идет на пользу здоровью. Но главной проблемой таксисты называют необходимость сталкиваться с пьяными неадекватными людьми, которые нередко ведут себя агрессивно, и наркоманами — они просто не рассчитываются и убегают. В практике Евгения уже было несколько таких случаев.

Стас Соколов, Марьяна Берязева

Фото Стаса Соколова

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Новосибирске? Подпишись на нашу почтовую рассылку