Автомобили, подобно людям, приходят и уходят. Одни из них «умирают от старости», превращаясь в раритетные экземпляры и символы эпохи. Другие исчезают с рынка, не выдержав конкуренции, и продолжают жить где-то в другом месте — там их продажи идут своим чередом. НГС.АВТО вспоминает автомобили, продажи которых на российском рынке прекратились в течение последних двух лет. Все они были популярны и продолжают успешно продаваться за границей. Бывшие «звезды» и их «убийцы» — далее в материале.
Honda Jazz
Хэтчбек марки Honda с динамичной внешностью имеет два названия в зависимости от рынка: в Японии, Китае и обеих Америках он называется Fit, а в остальном мире — Jazz. Производство этой небольшой машины началось в 2001 году. Fit произвел фурор в Японии, уже в первый год получив звание «Автомобиль года». Тот же титул машина завоевала в сезоне 2007–2008 (год выхода второго поколения авто). Помимо дизайна ключевым достоинством Honda Fit всегда был и остается неприхотливый и «тяговитый» бензиновый двигатель объемом 1,3 л (99 л.с. в последнем поколении). Помимо него доступны двигатели объемом 1,5 л, работающие вкупе с АКПП, МКПП или вариатором, а также передним либо полным приводом.
В Новосибирске в «праворульную эпоху» (до высоких таможенных пошлин) Honda Fit был одной из самых популярных аукционных японских иномарок. Динамика, продуманная эргономика и надежность всегда были его «козырями» в конкурентной борьбе за кошельки местного среднего класса. С 2009 по 2013 годы Honda Jazz официально продавался в российских дилерских центрах. Причиной ухода модели стал катастрофически низкий спрос по итогам 2012 года.
В отделе продаж дилерского центра Honda компании «САН Мастер» объяснили уход «Джаза» тем, что сегмент малолитражных автомобилей постепенно изживает себя в той ценовой категории, в которой работает Honda. Как отмечают специалисты компании, это нормальный эволюционный процесс — на смену малолитражке приходит компактный кроссовер Honda Vezel (о планах вывода на российский рынок в 2015 году этой модели ранее заявляли представители «Хонда Мотор Рус». — М.В.). В «САН Мастере» уверены — продажи в сегменте малолитражек медленно, но верно снижаются независимо от бренда. При 9 месяцах зимы со снегом и грязью на дорогах небольшие машины с маленьким дорожным просветом теряют актуальность на фоне дешевеющих кроссоверов.
Subaru Impreza
В июле 2014 года управляющий директор Subaru Motor Казуси Йосида заявил о прекращении поставок на российский рынок модели Subaru Impreza (за исключением версий WRX и WRX STI) — сейчас дилеры распродают остатки. Причиной такого решения стали крайне низкие продажи — с января по май 2014 года в дилерских центрах по всей России было продано всего 25 штук. При этом «праворульная» «Импреза» в прошлом была достаточно популярна в Новосибирске. Последнее поколение седана «Импреза» было оснащено бензиновым мотором объемом 1,6 л (114 л.с.), полным приводом и «вариатором». Стоимость авто (до больших распродажных скидок), в зависимости от комплектации, колебалась в промежутке от 1 млн 97 тыс. до 1 млн 165 тыс. руб.
Для того чтобы понять причины ухода модели с российского рынка, достаточно сравнить цену Subaru Impreza с «коллегами» по С-классу. Например, формальный конкурент седана Toyota Corolla стоит едва ли не в 2 раза дешевле — цены на него стартуют от 670 тыс. рублей. И это притом что «Королла», как и «Импреза», производится за рубежом.
Volkswagen Polo
В апреле 2014 года стало известно о прекращении поставок в Россию хэтчбека Volkswagen Polo. В компании объяснили решение тем, что созданная специально для России версия автомобиля Volkswagen Polo Sedan значительно популярней у покупателей. Дешевый седан оказался настолько привлекательным для россиян, что смог выдавить с рынка обладателя звания «Автомобиль года в мире» и «Автомобиль года в Европе», полученные Volkswagen Polo в 2010 году.
В линейке двигателей классического «Поло» 4 бензиновых агрегата: 1,2 л (60 л.с.), 1,2 л (70 л.с.), 1,4 л (85 л.с.) и 1,2 turbo (105 л.с.). Переднеприводное авто управляется при помощи механической либо роботизированной коробки передач. В самой доступной комплектации хэтчбек стоит 525 тыс. руб., а самая дорогая (модификация Cross с увеличенным клиренсом) обойдется покупателю в 768 тыс.
Nissan Note
В июне 2014 года стало известно о прекращении поставок на российский рынок компактвэна Nissan Note. На сегодняшний момент модель уже отсутствует на официальном сайте импортера, а дилеры продают остатки со скидками: минимальную комплектацию за 499 тыс. руб. вместо 573 тыс., а максимальную — за 707 тыс. руб. вместо 750 тыс.
Переднеприводный Nissan Note поставлялся в дилерские центры с тремя типами двигателей: 1,4 л (88 л.с.), 1,6 л (110 л.с.) и 1,5 л (86 л.с.). Автомобиль был доступен как с механической, так и с автоматической коробкой передач. В салоне компактвэна было 5 мест, задний ряд сидений трансформировался в огромное багажное отделение.
«Nissan Note всегда был одним из хитов продаж в Новосибирске, потребители в недоумении по поводу прекращения производства этой модели для России», — разводит руками коммерческий директор компании «Сибирские моторы» (дилер Nissan) Анна Капитаненко.
Можно предположить, что руководство Nissan решило подстегнуть спрос на собираемый в России компактный седан Almera, лишив покупателей с бюджетом «около 500 тыс.» других вариантов.
Ford Fiesta
О прекращении продаж в России хэтчбека Ford Fiesta по причине снижения спроса стало известно в январе 2013 года. До этого «Фиеста» продавалась в России много лет и поначалу даже была достаточно популярна, наряду с «Фокусом». Плюсом модели было огромное количество модификаций: шесть типов бензиновых и дизельных двигателей (от 1,25 до 1,6 л), МКПП и АКПП, передний привод и десятки комплектаций. Стоимость последнего поколения Ford Fiesta колебалась в промежутке от 388 тыс. до 500 тыс. руб.
Одновременно с «Фиестой» российский рынок покинул другой хэтчбек Renault Clio. Эксперты связывают уход «классических» компактных хэтчбеков с проигрышем в конкурентной борьбе за целевую аудиторию новому классу бюджетных компактных седанов, наподобие Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris, KIA Rio и др., которые пользуются ажиотажным спросом.
Марк Волков
Фото subaru.ru (1), honda.co.ru (2), ru.wikipedia.org (3, 5) volkswagen.ru (4)