NGS
Погода

Сейчас+1°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+1°

облачно, без осадков

ощущается как -4

4 м/c,

сев.

755мм 37%
Подробнее
6 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Реклама
Дороги и транспорт Иномарка по имени LADA

Иномарка по имени LADA

«АвтоВАЗ» окончательно перешел под контроль французов — в «Ладах» стало меньше российских деталей, чем в «Логане»

В конце июня стало известно о завершении сделки по покупке российского автогиганта «АвтоВАЗ» франко-японским альянсом Renault-Nissan. Теперь заводом управляет новоиспеченная голландская компания, лишь треть акций которой принадлежит российскому государству через госкорпорацию «Ростех». За 6 лет отношений с французами производитель «Лад» создал несколько более современных моделей и сумел повысить качество продукции за счет зарубежных комплектующих. История превращения «Лады» в иномарку и реальные изменения, произошедшие с автомобилями ВАЗ благодаря иностранным друзьям, — в материале НГС.АВТО.

Как французы у Сбербанка «Ладу» покупали

26 июня 2014 года президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон заявил газете «Ведомости» о завершении сделки по приобретению контрольного пакета акций российского предприятия «АвтоВАЗ». Теперь франко-японскому концерну принадлежит 67 % акций голландской компании Alliance Rostec Auto BV, контролирующей ОАО «АвтоВАЗ» (50,1 % у французов, 17 % у японцев). Остальные 33 % акций голландской компании принадлежит государственной корпорации «Ростехнологии». Согласно условиям сделки, Renault-Nissan инвестировал в предприятие 742 млн долл. (около 23 млрд руб.) и выкупил все акции «АвтоВАЗа», принадлежавшие компании «Тройка Диалог Инвестментс Лимитед» (принадлежит Сбербанку).

Уже в 2010 году альянс объявил о намерениях увеличить долю в «АвтоВАЗе», однако в течение двух лет этому помешали два крупных события — сначала наводнение в Японии, а потом президентские выборы в РФ. Наконец, в декабре 2012 года сделке был дан ход — было создано совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV. Выбор голландской «прописки» тогда компании объясняли благоприятным налоговым режимом. На сегодня голландская компания владеет 74,5 % акциями «АвтоВАЗа», остальные акции находятся в свободном обращении.

Ты что, нерусский?

За 6 лет сотрудничества с Renault-Nissan «АвтоВАЗ» разработал две новых модели — LADA Granta и LADA Largus — и существенно увеличил долю комплектующих иностранного производства в своей продукции. Так, LADA Granta на 30 % состоит из зарубежных деталей, а LADA Largus, по данным аналитического агентства «Автостат», на 49 %. В модели Kalina 15 % иностранных комплектующих. Как сообщает агентство, в целом по модельному ряду самарского автозавода локализация составляет 84 %, то есть 16 % деталей поставляются из-за рубежа. По сути, на сегодня новые модели LADA являются иномарками в большей степени, чем некоторые модели Renault. В частности, Renault Logan и Renault Sandero, по данным «Автостата», состоят на 76,5 % из местных комплектующих и на 23,5 % из зарубежных.

По мнению начальника отдела аналитики «Автостата» Андрея Топтуна, доля иностранных комплектующих и технологических решений на «АвтоВАЗе» увеличивалась независимо от закрытия сделки, и будет увеличиваться планово. Формально новое руководство завода планирует увеличить локализацию с 84 % до 90 % — об этом заявил президент компании Бу Андерссон.

Однако, судя по предоставленному «Автостатом» списку компаний-поставщиков локализованных компонентов, фактически в автомобилях марки будет все больше деталей, произведенных по зарубежным стандартам. Дело в том, что в списке поставщиков деталей лишь около половины компаний исторически являются российскими. Вторая половина — это недавно созданные совместные предприятия, по сути, филиалы крупных мировых поставщиков деталей. В качестве примера можно назвать «Таката-Петри Рус» (рули и подушки безопасности) — филиал японской компании Takata, поставляющей свою продукцию, в частности, на заводы Mercedes-Benz. Опоры подвески для «Лад» теперь поставляет ООО «Треллеборг Аутомотив» (Trelleborg, Швеция), штампованные детали кузова — «Гестамп-Северсталь-Калуга» (Gestamp, Испания) и т.д.

Несмотря на все это, по мнению, Андрея Топтуна, автомобили LADA некорректно называть «иномарками», потому что они собираются на территории России. Однако, по такой логике, на сегодняшний момент в российских дилерских центрах можно редко встретить «настоящую» иномарку — на территории РФ собирают даже BMW и Cadillac.

Специалисты новосибирской компании «Лада-Деталь» отмечают, что за последние несколько лет качество запчастей российской марки существенно выросло.

«К примеру, раньше основным поставщиком резинотехнических изделий было предприятие «Балаковорезинотехника». Сейчас на «Приору» и «Гранту» устанавливается ремень ГРМ фирмы Gates (США). Раньше на ВАЗ-2012 у ремней ГРМ был ресурс 30 тыс. км, потом приходилось менять. Сейчас я знаю людей, которые отъездили на «Приорах» по 150 тыс. км, и у них до сих пор не возникло острой необходимости менять ремень. Также на «Приоры» теперь устанавливается более надежная поршневая группа американской фирмы Federal Mogul. По другим деталям, даже если поставщика не поменяли на зарубежного, усилен контроль качества продукции», — рассказали в компании.

Корпорации монстров

Случай покупки крупного национального автопроизводителя «АвтоВАЗ» глобальной корпорацией далеко не уникален. Например, в 1998 году концерн Renault приобрел главного производителя автомобилей Румынии компанию Dacia. По схожей с покупкой «АвтоВАЗа» схеме действовал концерн Volkswagen AG, в 1991 году выкупив 31 % акций чешской компании Skoda, а в 1995 году увеличив свою долю до 70 % акций. В 1993 году Volkswagen AG через свое подразделение Audi Group поглотил испанского производителя автомобилей Seat и итальянский завод суперкаров Lamborghini. В январе 2014 года итальянская компания Fiat SpA приобрела 100 % акций «исконно американской» компании Chrysler. На сегодняшний момент за право называться крупнейшим автопроизводителем мира борются три корпорации: General Motors (США), Volkswagen AG (Германия) и Toyota Motor (Япония). Новый владелец «АвтоВАЗа» концерн Renault-Nissan пока не входит в тройку лидеров, однако усиленно наращивает свои активы.

Марк Волков

Фото Стаса Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления