В Новосибирске появились видеофиксаторы, которые ловят водителей, превышающих скорость и проезжающих на красный свет. Первый такой комплекс автоматической фото- и видеофиксации нарушений «Автоураган» заработал в мае на перекрестке ул. Немировича-Данченко – Ватутина. Перекресток считается одним из самых опасных в Новосибирске — теперь ДТП на нем случаются в 1,5 раза реже. Остановит ли проезжающих на красный свет автоматическая фиксация и где в городе появятся следующие ловушки для нарушителей, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Систему фото- и видеофиксации, которая снимает проезд на красный свет, пересечение стоп-линии и превышение скорости, на перекрестке ул. Немировича-Данченко – Ватутина смонтировали в феврале 2014 года. В ГИБДД этот перекресток выбрали потому, что он — один из лидирующих по количеству ДТП, в том числе с тяжелыми последствиями. В апреле комплекс тестировали, а в середине мая запустили в работу. Долгую историю введения комплекса в эксплуатацию в автоинспекции объясняют сложностью системы. Первыми результатами ее работы довольны.
«С момента установки резко сократилось количество аварий на этом перекрестке, — говорит начальник Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Павел Килаберия. — Статистику подводить рано, но, если смотреть по апрелю,
После того как загорелся запрещающий сигнал светофора, система «Автоураган» реагирует на регистрационный номер машины, попавший в зоне контроля, как на потенциального нарушителя и записывает видеоролик. Для разрешения спорных ситуаций камеры установлены таким образом, чтобы в видеоролике был виден светофор, на который смотрит непосредственно участник движения. То есть за спиной нарушителя — чтобы было видно, работал ли светофор и какого цвета он был в момент нарушения.
По словам Павла Килаберии, в дальнейшем аналогичные комплексы «Автоураган» должны появиться на других аварийных перекрестках: Красного проспекта и улицы Гоголя, Красного проспекта и Писарева, Дуси Ковальчук и Плановой, возможно — Кропоткина и Ипподромской.
За проезд на запрещающий сигнал светофора за первые пять месяцев 2014 года в ГИБДД оштрафовали 8356 водителей, за аналогичный период прошлого года — 6371.
Это не самый популярный повод для штрафа — в год фиксируют около миллиона разных нарушений ПДД. Илья Батемиров, президент клуба «Автобратство», полагает, что зарегистрированные — мизерная часть от общего количества проездов на запрещающий сигнал светофора: «Довольно часто можно видеть, что стоящий на перекрестке экипаж не обращает внимания на проскакивающих на красный. Вероятно, неохота связываться».
Первые фото- и видеофиксаторы на дорогах НСО появились в 2011 году. Количество штрафов, выписанных с их помощью, увеличивается каждый год примерно вдвое. За первые месяцы 2014 года уже выписали 231 тыс. постановлений на сумму 130 млн руб. Общее количество комплексов фото- и видеофиксации (сейчас их 32, из них 5 — фиксирующих въезжающий и выезжающий из города транспорт — должны заработать в июле) к концу 2015 года в ГИБДД рассчитывают довести до 50–60.
Главным успехом смотрящего на водителя «большого брата» и полицейские, и общественники-автолюбители считают выделенную полосу для общественного транспорта на Красном проспекте.
В конце прошлого года на ней установили 12 комплексов фото- и видеофиксации — теперь полоса свободна, говорят в ГИБДД. «Если только не вдаваться в обсуждение того, сколько эта система стоила, — она работает: люди практически не заезжают на выделенную полосу», — признает Илья Батемиров.
Комментируя плюсы и минусы замены живых инспекторов на видеофиксаторы, господин Батемиров отметил, что положительный эффект очевиден — но только там, где камеры есть: «В остальных же местах я наблюдаю на дорогах в последние несколько лет, наоборот, тенденцию к всеобщему нарушению ПДД, по нарастающей. Я связываю это с уменьшением присутствия непосредственно патрулей, я практически их не вижу, кроме как на перекрестках. Понимаю, что людей реально не хватает, но водителей отсутствие патрулей расхолаживает. И люди все чаще ездят по обочинам, выезжают на «встречку», не уступают дорогу специальным службам. И да, проскакивают на красный. Ответственные граждане отсылают видео с нарушителями со своих регистраторов в ГИБДД, но их очень мало».
При этом оснащение улиц видеофиксаторами никак не скажется на ответственности пешеходов, — в обозримом будущем идентифицировать не оснащенных номерными знаками людей технологии не будут.
Елена Полякова
Фото Александра Ощепкова