За последние три года доля отечественных автобрендов на рынке Новосибирска сократилась вдвое. Свои позиции стремительно теряет LADA, в то время как УАЗ даже смог подрасти. Дилеры «АвтоВАЗа» уверяют, что продукция завода стала значительно надежней, чем раньше. И именно по этой причине большинство клиентов LADA — это бывшие владельцы старых праворульных японских авто. С кем конкурируют «нашемарки», как много в них импортных деталей и что думают об их «техническом прогрессе» независимые эксперты — в материале НГС.АВТО.
Патриотизм крепчал
В Новосибирске работает 8 официальных дилеров российских автомобильных марок (сегмент легковых авто). Концерн «АВТОВАЗ» представляют компании «МАКС Моторс Лада», «Авто-1», «Новосибирск-Лада» и «Автоцентр на Хилокской». Внедорожники УАЗ продают в салонах «УАЗ Центр» и «МАКС Моторс Проект», а также в уже упомянутом «Автоцентре на Хилокской». За эпатажную марку суперкаров Marussia Motors совсем недавно взялась компания «М-Моторс» (VIP-Service).
Количество дилеров каждой марки пропорционально объему рынка и спросу на нее. Дилеры «Лады» распределили «зоны влияния» — двое на правом берегу Оби, двое на левом. При этом дилеры на одном берегу находятся в разных концах города.
При этом, спрос на отечественный автопром в городе неуклонно падает. По данным аналитического агентства «Автостат», с 2010 по 2013 год доля отечественных марок на рынке Новосибирска упала с 34 до 15 %. По итогам 2 месяцев 2014 года доля LADA среди отечественных брендов в Новосибирске составляет 80 %, а остальные 20 % приходятся на UAZ. Если говорить о динамике доли каждой марки, то в 2010–2013 годах у LADA доля сократилась с 91 до 83 %, а у UAZ наоборот выросла с 8 до 17 %.
«Логану» наперерез
Директор по продажам компании «Авто-1» Виталий Рыбин рассказал, что основными конкурентами современных моделей LADA являются автомобили Renault Logan, Nissan Almera, Volkswagen Polo Sedan, а также машины китайских автобрендов. «У «европейцев» и «Ниссана» LADA выигрывает сочетанием «цена-комплектация». Если взять иномарку с теми же опциями, она уже будет стоить существенно дороже», — отметил представитель дилера. По его словам, преимущество перед «китайцами» в ремонтопригодности. Даже если не брать во внимание дилерские сервисы, в Новосибирске очень развит бизнес по поставке оригинальных запчастей и расходников LADA. А починить китайское авто, особенно после окончания гарантийного срока, может оказаться непросто.
Стоит понимать, что своим техническим прогрессом российские автобренды обязаны, в том числе, и иностранцам. Например, суперкар Marussia Motors оборудован двигателем и коробкой передач британской фирмы Cosworth, а также подвеской немецкой фирмы KW. Универсал LADA Largus на 38 % состоит из импортных комплектующих (данные АА «Автостат»), а седан LADA Granta оборудован автоматической коробкой передач японской фирмы Jatco. Новый «УАЗ Патриот» и вовсе несет в своем названии некий сарказм: итальянский ГУР, корейская КПП, немецкая климатическая система, немецкая тормозная система, немецкий руль, корейские сиденья и итальянский дизельный мотор. На этом фоне Renault Logan, на 75 % состоящий из произведенных на территории РФ деталей, кажется более российским.
Надоели старые самураи
Виталий Рыбин из «Авто-1» говорит, что, судя по опыту, около 20% покупателей автомобилей LADA пересаживаются на них со старых моделей «АвтоВАЗа». Еще около 30 % приобретают свой первый автомобиль. Остальные 50 % — это бывшие владельцы японских автомобилей 90-х и даже 80-х годов выпуска. «Скептическое отношение к бренду LADA зачастую меняется после тест-драйва. Человек раньше ездил на старой «шестерке» или «девятке», затем пересел на «японца». Японское авто ни в какое сравнение с ними не идет по комфорту и оно значительно надежней. Приезжает к нам в салон, а в голове у него: LADA — это «шестерка». Садится, едет. Никаких посторонних шумов в салоне, динамика отличная, машина идет мягко, множество всяких опций. И человек понимает, что LADA уже совсем не та, что прежде», — убежден специалист.
Независимые эксперты настроены более критично. «В целом качество сборки новых моделей LADA выше, чем у «классики». Уровень приближается к европейскому, хотя до сих пор встречаются ляпы. Например, обшивка двери снимается вместе c лапками, которые держат клипсы. Также у последних моделей «АвтоВАЗа» есть проблемы с двигателями — к примеру, нередко загибает клапана», — поделился опытом специалист технического центра «Автодар» Николай Полейчук.
Марк Волков
Фото Стаса Соколова