Коллекционеров и простых любителей авто старины неизменно восхищает изящество старых машин. Особенно заметно это становится, когда такой экземпляр попадает на современную дорогу. К сожалению, увидеть подобные редкости на наших улицах можно разве что во время международных автопробегов (как, например, этот Ford, следовавший из Парижа в Пекин).
Вопреки известному лозунгу автомобиль с самого начала своего существования был не просто средством передвижения, но и предметом культа. Неудивительно поэтому, что старые машины, давным-давно не соответствующие даже самым скромным требованиям к комфорту и безопасности, могут быть предметом обожания коллекционеров. В Новосибирске любителей винтажных машин тоже хватает — увидеть их традиционно можно на выставке «АвтоСиб». Мы выбрали наиболее интересные образцы последних трех лет.
Больше всего раритетов выставлялось на «АвтоСибе» в 2010 году, когда свою коллекцию сюда привез Александр Лобов. Самым диковинным ее экземпляром, по нынешним меркам, смотрелся грузовичок компании Ford (модель TT) 1925 года с деревянными спицами в колесах и «форточкой» на лобовом стекле.
Ford V8 — первый массовый автомобиль с мощным (для своего времени) двигателем и 8 цилиндрами (конкуренты тогда имели в лучшем случае 6 цилиндров). Новый двигатель заставил существенно улучшить и другие узлы машины: трансмиссию, раму, тормоза. Начав производство в 1932 году, компания выпускала его до 1949-го, а придуманный для нее двигатель и вовсе продержался на рынке до середины 60-х.
Ford T стал первым массовым автомобилем, который мог позволить себе тогдашний американский средний класс. Эта машина была выпущена в 1927 году, когда ее окончательно сняли с производства в пользу более современных моделей.
Первый советский массовый автомобиль ГАЗ-М1, разработанный на базе документации к машине Ford A, которая была получена СССР вместе с оборудованием для автомобильного завода, построенного в Горьком (сейчас Нижний Новгород). Впоследствии модель подвергалась многократным модификациям. Буква «М» в названии — от фамилии председателя Совнаркома Вячеслава Молотова.
ГАЗ-12 ЗиМ выпускался в 50-х годах как машина для высокопоставленных чиновников и партийных работников. В нем была реализована достаточно редкая для машин такого рода конструкция несущего кузова. Считается, что это едва ли не первый случай в отечественном автомобилестроении, когда советские конструкторы не просто копировали удачные американские и европейские разработки, а создали нечто оригинальное.
ГАЗ-13 «Чайка» — советский «кадиллак», в котором ездили только представители высшего руководства. За 20 с лишним лет было выпущено меньше 3200 машин этой модели. Для своего времени она была самым настоящим чудом, поскольку имела опции, которые появились в российских машинных в массовом порядке не так уж и давно: гидроусилитель руля, электростеклоподъемники и т.д.
Для кого-то выражение «советский гоночный автомобиль», может быть, прозвучит необычно, но такие машины были. Модель справа — желтая «Эстония», имела двигатель 1600 «кубов» и облегченный пластиковый корпус. Слева — подростковый карт, на котором первые реальные навыки вождения могли получить советские школьники.
ЛуАЗ-969 — довольно оригинальная модель «мини-внедорожника», в которой впервые в СССР был использован передний привод. На этих машинах с удовольствием ездили любители рыбалки и охоты, но история его фактически закончилась с СССР — выпуск прекращен в 1992 году.
Предшественник гражданского ЛуАЗа-969 — военный ЛуАЗ-967, первый серийный советский автомобиль-амфибия. Он действительно выглядит как лодка с колесами. Сходство с катером усиливается еще больше, если обратить на место расположения рулевой колонки — в центре. При необходимости такой машиной можно было управлять практически лежа — ведь машина создавалась прежде всего для военных.
В СССР, впрочем, хватало и своих умельцев. Например, этот автомобиль-амфибия построен из частей ГАЗ-69, «Победы», «Волги» Григорием Хохловым в 1951 году. Может быть, он не так красив, как тогдашние «иномарки», но другой такой машины ни у кого точно нет.
«Инвалидка» — та самая, на которой перемещались Трус, Балбес и Бывалый в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика». По сути, это двухместное самодвижущееся кресло с двигателем мощностью всего 8 л.с. Кажется, что при необходимости такую машину можно было просто тянуть за собой на веревке.
Стас Соколов
Фото автора